Кураторский час на тему: “О РОДИНЕ ПЕСНЯ ЕГО”

8 сентября в библиотеке филиала ДГУ прошел открытый кураторский час на тему “О Родине песня его” , посвященный жизни и творчеству Великого Дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Подготовила и провела мероприятие куратор 3 курса 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Пономаренко Татьяна Алексеевна.

Цель: Почтить память Расула Гамзатова. Привить интерес к его творчеству. Воспитать гордость за своего земляка, прославившего Дагестан; воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.

План:

  1. Вступительное слово куратора
  2. Песня «С женщиной наедине…»
  3. Рассказ куратора о детстве Расула Гамзатова
  4. Просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове
  5. Стихотворение «Как при тебе, отец, хитросплетенья…»
  6. Слово куратора
  7. Стихотворение «Журавли»
  8. Слово куратора
  9. Сообщения учеников о творчестве Расула Гамзатова
  10. Стихотворение «Родной язык»
  11. Сценка «Аварская мать» (из книги «Мой Дагестан»)
  12. Песня «Матери» в исполнении И.Кобзона
  13. Слово куратора
  14. Стихотворения «О матери », «Изрек пророк…»
  15. Слово куратора, стихотворение «Если в мире тысяча мужчин…»
  16. Стихотворение «Берегите друзей»
  17. Чтение писем, приходивших к Расулу
  18. «Интервью с Расулом Гамзатовым»
  19. Знакомство с выставкой книг.
  20. Заключительное слово куратора, стихотворение «Несут, несут друзей земные смерч

Я избрал нелегкий путь.

Может стану, может стану

Сам звездой когда-нибудь!

Расул Гамзатов

Я родился на очень высоких горах,

А потом оттуда спустился к людям.

Расул Гамзатов

  1. Вступительное слово куратора.

«Если бы мне предложили назвать 10 лучших на мой взгляд поэтов-современников, я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов». Когда бы список сократили до пяти, я тоже в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта и тут бы прибавил «и Гамзатов». В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха, с таким видением мира». Так говорил известный советский поэт и литературовед Сергей Наровчатов, выражая свое восхищение его талантом.

Дагестан присвоил ему звание народного певца – и это высшая честь, но творчество его давно перешагнуло границы его родного края. От Белоруссии до Чукотки, от Мурманска до Средней Азии звучат его стихи. Р.Рождественский о нем говорил: «Поэт он огромный, сделавшим знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, живое, щедрое. Я видел его на многих выступлениях где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт».

Древние крепости и дворцы до сих пор вызывают изумление . Огромные глыбы так тщательно отшлифованы и пригнаны друг другу, что держатся веками, без цемента. Расул Гамзатов владеет секретом старинной кладки в строительстве современного здания поэзии. Как камень к камню прилегают его стихи к друг другу, они весомы и зримы, но в то же время само здание производит впечатление удивительной легкости.

Звучит песня «С женщиной наедине…» в исполнении М.Магомаева

Куратор: Родился будущий поэт в сентябрьские дни 1923г. в маленьком, в 70 саклей, ауле Цада, Хунзахского района , в семье известного аварского поэта Гамзата Цадаса. Рос, как и все аульские мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу волчат в папахе, слушал сказки бабушки сидя перед очагом. Однако, в один из дней, 11-летний Расул, лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел на высокую скалу поэзии. Через 4 года его стихи были опубликованы в местной газете. Первым учителем и наставником Расула в его литературных начинаниях был его отец. О первых опытах сына он сказал: Если взять щипцы и хорошенько порыться в этой золе, то можно сыскать «уголек, хотя бы для того, чтобы прикурить от него».

Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, – пишет Расул, – побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как-будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.

Он стал просить взаймы у мальчишек , с которыми играл , но никто не захотел ему дать . Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам.

Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил, что завтра приезжают пехлеваны и ему поручили собрать для них деньги. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой о его похождениях было известно все.

И вот Расул предстал перед судом отца.

-Что это? – спросил отец, как будто спокойно

– Это колени – ответил Расул.

– Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?

– В школе … зацепил за гвоздь…

– Как, как повтори….

– За гвоздь.

– Где?

– В школе.

Отец ударил его по щеке ладонью.

– Скажи теперь, как ты штаны порвал?

Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

– Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью. Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра . Суд окончился. Три дня Расул ходил сам не свой . На третий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил: – Ты знаешь, за что я тебя побил?

– За то, что играл на деньги, – ответил Расул.

-Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.

– За то, что порвал штаны.

– Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

– За то, что не пошел в школу.

-Конечно , это твоя большая ошибка , – сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь – это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем , он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз я тебя убью.

Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он , – ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».

Просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове

УЧЕНИЦА: «Как при тебе, отец, хитросплетенья

Покрыли мир, и зло вершит свой путь,

Берет неправда землю в окруженье,

Несправедливость не дает вздохнуть!

Зачем весь век свой , с подлостью сражаясь,

Искал ты сокровенные слова?

Она ко мне приходит похваляясь:

«Нет твоего отца, а я жива!»

Она как в дни былые многолица

И каждый раз избрав одно лицо

Бесцеремонно к людям в дверь стучится

Закроют дверь – она глядит в окно!

Орленка порождает лишь орлица,

Лишь ворон может ворона родить ,

Скажи , отец, не лучше ли смириться,

В борьбе неравной руки опустить?

И слышится мне голос в отдаленье:

«Ты рук своих не опускай, сынок,

В борьбе нельзя бояться пораженья,

Орел, родить я ворона не мог.

Куратор: Шли годы. Поэт окончил Аранинскую среднюю школу, поступил учиться в Буйнакское педагогическое училище, вечным студентом которого он себя называл. После учебы работал учителем, затем журналистом. Расул рано достиг творческой и душевной зрелости . Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких, подчас горьких переживаний. На войне с фашистской Германией он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца:

УЧЕНИЦА: «Уж 20 лет, как двое братьев милых

Погибли в неизвестном мне краю,

И 20 лет , во сне и на могилах

Я – третий брат – стою и слезы лью.

Весь мир исколесив, сумел понять я :

В любом краю земли, в любой стране

Все люди мира – тоже третьи братья

Погибших и пропавших на войне»

УЧЕНИЦА:Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда – то.

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса.

Сейчас я вижу: над землей чужою

В тумане предвечернем журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

Они летят свершают путь свой длинный

И выкликают чьи – то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?….

Летит, летит по небу клин усталый, –

Мои друзья былые и родня.

И в их строю есть промежуток малый –

Быть может , это место для меня!

Настанет день , и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по –птичьи окликая

Всех вас , кого оставил на земле.

Куратор: Однако унынию не было места в этой жизнелюбивой душе поэта, умевшей даже сквозь слезы радоваться , восхвалять и восхищаться. Все его стихи искрят любовью к жизни и неиссякаемым юмором.

В 1946 году он поступил в Литературный институт имени М.Горького и сейчас уже трудно представить , что по причине своей малограмотности он мог и не поступить. Широко известен случай , когда Р.Гамзатову представили его работу , в которой было очень много ошибок, он ответил, что это не его работа , что он синей пастой писал.

Трудно представить себе , что он мог так и не узнать первых своих переводчиков – Якова Козловского и Наума Гребнева, а ведь с ними он познакомился именно в Литературном институте . Его переводчики – это его друзья. Бережно и любовно они отнеслись к гамзатовским строкам , тонким и изящным как дагестанская резьба по металлу.

Сообщения учеников о творчестве Расула Гамзатова

1) За годы учебы в институте он издает несколько сборников на русском языке: «Земля моя», «Песни гор». А в качестве дипломной работы была представлена большая лиро-эпическая поэма «Год моего рождения», которая в 1951 г. была удостоена Сталинской премии. Всеобщее признание окрылило его. За короткое время он создает несколько поэтических сборников: «Слово о старшем брате», «В горах мое сердце», «Горянка», «Высокие звезды» и др.

2) Известно, что не у всех книги становятся ступенями восхождения. Но Гамзатов резкое исключение : дистанция от 1 сборника «Горячая любовь и жгучая ненависть» до одной из последних книг «О бурных днях Кавказа» – это подъем по крутому и скользкому склону. Его сборники «Берегите матерей», «Четки лет», «Две шали», «Последняя цена», «Остров женщин» становились событием в разноязычной литературе.

3) Благодаря Р.Гамзатову, его переводческой деятельности , аварский читатель на родном языке узнал А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова , Т.Шевченко , В.Маяковского и др. известных советских поэтов. За эти и другие заслуги Гамзатов удостоен премии Джавахарлала Неру. В 1983г. в Риме , на конкурсе между лучшими поэтами всего мира. «Поэзия 20в.» он получил звание «Первый поэт 20в.»

Творчество Р.Гамзатова вобрало в себя талант , мудрость, и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. За свое творчество он был награжден орденом апостола Андрея Первозванного, который ему вручил В.Путин.

4) У Гамзатова есть чудесные циклы стихов о Болгарии, отличные строки о России, Грузии, Азербайджане. За последние годы поэт побывал почти в 20 странах. Но где бы он не был , какие бы не пересекал меридианы , в сердце поэта всегда была Родина. И Индию, где драконы охраняют дворцы, и тысячелетние стены Рима, и Елисейские поля Парижа , и туманный Лондон видел поэт, но всегда думал о родной земле . Везде он оставался дагестанцем , и аварский язык оставался для него самый лучший.

УЧЕНИЦА: Всегда во сне нелепо все и странно

Приснилась мне сегодня смерть моя.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я.

Звенит река, бежит неукротимо

Забытый и ненужный никому,

Я распластался на земле родимой

Пред тем, как стать землею самому. …

И чтобы плакать над моей могилой

О том, что я погиб во цвете лет ,

Ни матери, ни друга нет, ни милой,

Чего уж там, и плакальщицы нет.

Так я лежал и умирал в бессилье

И вдруг услышал , как невдалеке

Два человека шли и говорили

На милом мне аварском языке.

В полдневный жар в долине Дагестана

Я умирал, а люди речь вели

О хитрости какого-то Гасана ,

О выходках какого-то Али.

И смутно слыша звук родимой речи,

Я оживал и наступил тот век,

Когда я понял , что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык , но мне на нем не петь ,

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Я за него всегда душой болею,

Пусть говорят , что беден мой язык ,

Пусть не звучит с трибуны Ассамблеи,

Но, мне родной , он для меня велик.

И чтоб понять Махмуда мой наследник

Ужели прочитает перевод?

Ужели я писатель из последних

Кто по аварски пишет и поет?…

Мне дорог край цветущий и свободный ,

От Балтики до Сахалина весь,

Я за него погибну где угодно

Но пусть меня зароют в землю здесь!

Чтоб у плиты могильной близ аула

Аварцы вспоминали иногда

Аварским словом земляка Расула –

Преемника Гамзата из Цада.

Сценка: «Аварская мать»

Расул Гамзатов: Однажды в Париже я встретил художника-дагестанца. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор , дагестанец трудно приживался на своей новой родине. Он колесил по земле, останавливался в блестящих столицах чужедальних стран, но куда бы не поехал он , везде с ним была его тоска . Мне захотелось посмотреть на эту тоску, воплощенную в краски, и я попросил, чтобы художник показал мне свои картины.

Художник : Эта картина называется «Тоска по Родине». На картине изображена итальянка в старинном аварском наряде. Она у горного родника с кувшином. Печально нахохлился на склоне горы каменный аварский аул . Вершины гор окутал туман. Туман – это слезы гор. Когда склоны окутывает туман , по морщинам гор стекают светлые капли. Туман – это я. На другой картине я изобразил птицу, сидящую на кусте колючего терновника. А куст растет среди голых камней. Птица поет, а из окна сакли на нее глядит печальная горянка. Это по мотивам старинной аварской легенды.

Р.Гамзатов: Какой легенды?

Художник: Птицу поймали и посадили в клетку. Оказавшись в плену, птица день и ночь твердила: родина , родина, родина…Точь- в-точь как все эти годы твержу я… Хозяин птицы подумал: «Что же у нее за родина такая? Наверное , это какая-нибудь райская, цветущая страна, где райские деревья и птицы. Дай-ка выпущу я птицу на волю и посмотрю, куда она полетит. Она мне покажет дорогу в ту необыкновенную страну. Он открыл клетку и птица выпорхнула. Она отлетела на 10 шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях этого куста было ее гнездо … На свою Родину я тоже смотрю из окна своей клетки.

Р.Гамзатов: Почему же вы не хотите возвратиться?

Художник: Поздно. В свое время я увез с родной земли свое молодое жаркое сердце, могу ли я возвратить ей свои старые кости.

Р.Гамзатов: Приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника . К моему удивлению оказалась жива его мать . С грустью слушали родные, собравшиеся в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину. Они были рады, что он все-таки жив.

Автор: Вдруг мать спросила:

Мать: Вы разговаривали по-аварски?

Р.Гамзатов: Нет, мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.

Автор: Мать накинула платок на голову, как накидывают , когда услышат , что сын умер. По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли в Париже тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана. После долгого молчания мать сказала:

Мать: Ты ошибся , Расул. Мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому научила его я- аварская мать.

Куратор: Три заветные темы было в творчестве Р.Гамзатова. И одна из них : «Родина, родной язык, родной народ». С таким же трепетом писал Расул о женщинах и матерях, идеалами которых для него были его мать – Хандулай и жена –Патимат.

«В женщине, скажи , какой черте

Придаешь особое значенье?

Женщина во всем на высоте

Принимаю все без исключенья.

Спрашивают: более всего

Что тебе, скажи, в мужчине нравится?

Украшает мужество его

И любовью к женщине он славится.

Звучит песня «Матери» в исполнении И.Кобзона

УЧЕНИЦА: «Изрек пророк: « Нет бога, кроме Бога!»

Я говорю: «Нет мамы кроме мамы!…»

Никто меня не встретит у порога ,

Где сходятся тропинки , словно шрамы.

Вхожу и вижу четки, на которых

Она в разлуке , сидя одиноко,

Считала ночи, черные как порох,

И белы дни, летящие с востока.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи опустит ныне

И за меня помолится в дороге.

Я в руки взял Коран, тисненный строго,

Пред ним склонились грозные имамы

Он говорит: «Нет Бога, кроме Бога!»

Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!»

Куратор: В.Терешкова – известный летчик-космонавт говорила: «Расул всегда удивляет нас , женщин, беспредельной любовью и уважением». Он призывал всех: «Берегите женщин! Берегите матерей!» У Расула особое отношение к нам, поэтому мы любим его».

«Если в мире тысяча мужчин

Снарядить к тебе готовы сватов,

Знай, что в этой тысяче мужчин

Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

Если пленены тобой давно

Сто мужчин, чья кровь несется с гулом

Разглядеть меж них не мудрено

Горца, нареченного Расулом.

Если 10 влюблены в тебя

Истинных мужей , огня не спрятав,

Среди них, ликуя и скорбя,

Нахожусь и я –Расул Гамзатов.

Если без ума всего один

От тебя, не склонная к посулам

Знай, что это с облачных вершин

Горец, именуемый Расулом. ..

Однако, наиболее интересна в его творчестве тема жизни. Познал Расул и уловки века, и неверность людскую и коварство близких людей. Поэтому, размышляя над трагедиями Махмуда и Эльдарилава , он вглядывается в свою судьбу:

«Пью чашу жизни я, того не зная,

Что может быть отправлена она…»

Все больше стихов –раздумий , подытоживающих жизненный путь , от которых веет мудростью и опытом. Вспоминал рано поседевший поэт как считал он лучшими друзьями тех, кто хвалил его первые стишки., выпорхнувшие со страниц аварских газет, и подозревал в подлости и зависти тех, кто посмел покритиковать их.

Бывало все, и необходимы были годы, десятилетия постижения и узнавания жизни:

Ты , время, вступаешь со мной врукопашную

Пытаешь прозреньем , караешь презреньем,

Сегодня клеймишь за ошибки вчерашние

И крепости рушишь – мои заблуждения.

Кто знал, что окажутся истины зыбкими,

Чего же смеешься ты, мстя и карая

Ведь я ошибался твоими ошибками

Восторженно слово твое повторяя.

Студентка: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену»

И судом поспешным не греши

Гнев на друга может быть мгновенным

Изливать повсюду не спеши

Может друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай ,

Провинился друг и повинился ,

Ты ему греха не поминай

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Спотыкнулся , а потом опять,

Не вини его- вини дорогу,

И коня не торопись менять

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей.

Куратор: Таланты, как известно, с душевным трепетом думают о своей главной книге, которую они напишут . О такой же мечтал , наверное, и Гамзатов. Но мне кажется, что у него неглавных книг нет. Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира.

УЧЕНИКИ читают письма:

1) Жительница г. Свердловска, старая и немощная К.И. Сыркова пишет Р.Гамзатову: «Уважаемый Расул Гамзатович! Извините, что немощная, ослепшая, многое повидавшая на своем веку женщина решила написать и отнять ваше драгоценное время. Не знаю как поделиться с Вами своим состоянием, вечно кровоточащей раны сердца. Она неизлечима с того дня, как после окончания ВОВ не вернулись три моих сына. Но исцеляющим для меня стало Ваше стихотворение «Журавли».

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может это место для меня…

А это место оставлено сыновьями для меня, дорогой Расул. Мать должна быть рядом с сыновьями. А вы живите и процветайте, на радость и утешение таким же как я, обыкновенным матерям. Живите долго, чтобы высказать нашу боль и радость».

2) «Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» – свято для нас всех. Мать , родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите!

Есть 3 заветных песни у людей,

И в них людское горе и веселье

Одна из песен всех других светлей –

Ее слагает мать над колыбелью

Вторая -тоже песня матерей,

Рукою гладя щеки ледяные,

Ее поют гробом сыновей…

А третья песня – песни остальные

Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все. Лидия Асриян г.Киев.

3) «Четыре года и 2 месяца прошло с тех пор , с того страшного дня, когда мы потеряли единственного сына . Все эти годы я тяжело болела. Была прикована к постели. Сегодня я могу писать Вам, это для меня большое счастье, т.к. с того момента , как вы откликнулись на мое горе , я мысленно с Вами. Вы такой великий человек , с такими незаурядными способностями , которого любит вся наша страна, все прогрессивное человечество . Вы несмотря на Вашу занятость , не оставили без внимания письмо самой обычной женщины, и прислали поэму «Разговор с отцом» с Вашим автографом. Это прекрасная поэма , которую я выучила наизусть…

Спасибо Вам всеми любимый Расул Гамзатович! Спасибо Вам , что вы живете на земле!. Я и мои дочери желают Вам , Вашим родным и бизким быть всегда здоровыми , светлыми и красивыми , как цветы мая! – С уважением Ваша поклонница . Ставрополь 1982г.

4) «Расул Гамзатович! Оберегатель всех матерей мира! С превеликим удовольствием прочла Вашу книгу «Остров женщин». Не могу не выразить Вам сердечной благодарности, примите ее от старой женщины, матери, читающей и собирающей ваши произведения. Кланяюсь Вам и искренне благодарю за это. Дай бог Вам здоровья , чтобы многие годы радовать всех почитателей Вашей поэзии. Спасибо матери за такого сына.» Анна Гаркушенко, г.Ташкент.

Куратор: (ознакомление с выставкой книг. Особо отметить книги, изданные на иностранных языках. ) Расул Гамзатов- это человек необыкновенной души с обостренным чувством совести и чести, при этом очень скромный и не зазнающийся.

Звания и ордена не испортили его. А его творчество раскрывает перед нами его душу.

В Москве , в концертном зале имени Чайковского в 1980г. состоялся вечер поэзии, после которого поэты отвечали на записки из зала. В адрес Расула поступило очень много записок. Некоторые из них мы сейчас озвучим.

«Интервью с Расулом Гамзатовым»

Куратор: Расул Гамзатович, когда вы пишите стихи?

Расул Гамзатов: Нет времени, когда я их не пишу: и летом и зимой, и на цветущей и поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев золотые листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.

Куратор: Бывает ли у поэта учитель?

Р.Гамзатов: Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой любовью , страстью он относится к ней. Учителем поэта является он сам. Его совесть подсказывает , как писать, куда идти.

Куратор: Что такое многолетняя жизнь по-вашему?

Р.Гамзатов: Главное, не сколько лет прожить на свете , а как прожить , и думать , какую ты пользу принес миру, обществу.

Куратор: Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?

Р.Гамзатов: Для писателя главной темой является тема Родины. Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель – разве он писатель?

Куратор: Вы уверены во всем, что пишете?

Р.Гамзатов: Если бы не был уверен , я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах.

Куратор: Гордитесь ли вы столь многими званиями, орденами?

Р.Гамзатов: Я горжусь тем, что Родина оценивает мой труд, что он не остается без внимания.

Куратор: Он ушел в последнюю осень , как уходят поэты, отдав нам все , что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается когда нам нужен –стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.

Несут , несут друзей земные смерчи,

Не по моей и не по их вине

Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,

И Я стою с собой наедине.

И если путь чуть больший мне отпущен

Их в памяти хранить даю обет,

Надеясь, непременно , что в грядущем

Когда-то тоже вспомнят обо мне.