Беседа-диспут на тему: “Современный взгляд на проблему здоровья молодежи и ее актуальность” с врачом ЦГБ Федоровым Игорем Николаевичем.

27 октября в филиале ДГУ была проведена беседа со студентами (юношами) на тему “Здоровье молодого поколения.” Беседу провел врач – ЦГБ Федоров Игорь Николаевич. Тема беседы нацелена на половое воспитание подростков, формированию репродуктивного здоровья. Организатором данного мероприятия выступил социальный педагог филиала ДГУ в городе Кизляре Бавбекова Ася Саидовна.

Цели работы: провести системный анализ здоровьесбережения и определить пути и способы совершенствования работы в образовательном учреждении в данном направлении.
Задачи: повысить уровень ценности понятия здоровья и составляющих здорового образа жизни среди молодежи; выявить отношение сегодняшней молодежи к формированию здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление собственного здоровья. Сегодня выражение: «Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения» считается основой основ. В любом общеобразовательном учреждении проводятся мероприятия по воспитанию, формированию и укреплению знаний обучающихся по основам здоровьесбережения. Ни для кого не секрет, что здоровье необходимо для выполнения поставленных перед самим человеком целей, высоких личных достижений. Воспитание борьбы с вредными привычками, «драконами», сидящими в любом человеке, необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм молодых людей, в связи с усложнением общественной жизни людей, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоров.
Конечно, пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с семьи, своего окружения. Чем раньше начнётся борьба за культуру формирования здорового образа жизни, тем культурней будет наше общество. Каждый уважающий себя человек должен отдавать себе отчёт в том, что борьба за здоровье, борьба против вредных привычек не является лишне.

Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья. Для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. На сегодняшний момент проблема формирования культуры здорового образа жизни, воспитания укрепления здоровья молодежи, остаётся приоритетным направлением развития современного общества. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Отсюда следует, что охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Современная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Во многом это определено отсутствием в течение длительного периода времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Здоровье складывается из нескольких составляющих.

Виды здоровья:
1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; основу данного вида здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если студент страдает хроническими заболеваниями.
4.Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Следовательно, для каждого вида здоровья критерии таковы: для соматического и физического состояния – я могу; для психического – я хочу; для нравственного – я должен.

Многие студенты различных учебных заведений не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают. По данным статистики областного центра медицинской профилактики за 2019 год: – 32% подростков здоровы; 16% – имеют хронические болезни; 52% – имеют функциональные расстройства. Как показывают опросы в различных учебных заведениях Волгоградской области, большинство подростков уже имеют вредные привычки, они пробовали или курят сигареты, употребляют алкогольные напитки и наркотические средства.
Данные отражают весьма негативные показатели (2019г.): 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь; около 10% подростков пробовали наркотики; у 32,8% подростков, покончивших жизнь самоубийством, найден в крови алкоголь.

Существуют причины, которые предопределяют нисходящую динамику здоровья молодежи.
Во-первых, это влияние «социальной воронки», т.е. больные родители рожают больных детей.
Во-вторых, на протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья детей выше средней, а проблемы заболеваемости перемещаются из групп престарелых людей в группу детей и молодежи.
В-третьих, здоровье каждого последующего поколения ниже предшествующего: здоровье детей хуже здоровья родителей, здоровье внуков вызывает опасений еще больше, чем состояние наших детей.
В-четвертых, социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека. Развитие индивида должно продолжаться до 35-летнего возраста, тогда как в конце 70-х годов «пик» здоровья отмечался в 25 лет, к концу 80-х – он снизился до 16 лет, а в конце 90-х – человек оставался с тем потенциалом, с которым он приходил в этот мир.

Ситуация в стране в целом – схожа. Существует некое заблуждение, что чем выше доход у населения, тем больше возможностей уделять большее внимание своему здоровью и вести здоровый образ жизни. Однако, высокий достаток не всегда является гарантом ведения здорового образа жизни и поддержания своего здоровья.

Очевидно, что проблемы со здоровьем часто возникают из-за плохой экологии (что очень актуально для больших городов) и неправильного образа жизни. По последним данным экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) влияние на состояние здоровья составляет: