Круглый стол в Кизлярском филиале ДГУ.

«ЕГЭ: опыт внедрения и перспективы развития»

Под таким названием прошел Круглый стол в филиале Дагестанского государственного университета. Состав участников был  весьма представительным, в нем приняли участие как руководители отделов образования , так и  средних и высших заведений города,  директора школ, преподаватели школ, родители, гости из Махачкалы.  Как отметили организаторы  в мероприятии  приняли участие самые смелые, самые эрудированные люди нашего города и района, именно те, у кого на самом деле болит душа за будущее нашего образования. Что заставило многих из них прийти и приехать в этот день? Почему от этой темы до сих пор открещиваются очень многие чиновники в Махачкале, Москве,  почему боятся говорить и выражать свое мнение? Потому что здесь очень много белых пятен, очень много спорных вопросов, ответить на которые еще не все готовы. Противники ЕГЭ продолжают возмущаться, подают иски в Верховные Суды, считают что их незаконно втянули в эксперимент и т.д. Участники нынешнего Круглого стола  в какой-то мере попытались восполнить этот информационный пробел.

   В организационной части, директор филиала, к.п.н., профессор Шувалов А.И., открыл работу Круглого стола, поприветствовав всех гостей,  и огласил список участников. Он отметил, что на осень этого года Рособрнадзор запланировал широкое обсуждение общественностью проблем ЕГЭ. Но в нашей республике кроме Общественной Палаты, которая поднимала проблемы количества ВУЗов в этой связи, больше никто не пытался эту тему обсудить. Наш филиал первым взял на себя инициативу общественного обсуждения.

В информационной части сначала выступила декан филологического факультета  к.ф.н. Дубнова Н.В., которая кратко охарактеризовала «Что такое ЕГЭ сегодня?». ЕГЭ- это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях: а)их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы; ,б)      при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года в регионах по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются  при зачислении в ВУЗы. Зачем нам ЕГЭ? Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа “А” (выбор из вариантов) и типа “В” (краткие свободные ответы), ответы на задания типа “С” (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит ликвидировать многие негативные проблемы при поступлении в ВУЗы. Еще одна цель – попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать и учить выполнять такие экзамены- новая задача для наших учителей.

Далее зам. директора филиала по научной работе д.и.н.Гарунова Н.Н., коснулась в своем выступлении темы : «ЕГЭ: итоги, статистика, обзор периодики».

В 2009 году должен вступить в силу закон об обязательном ЕГЭ. Минобрнауки считает, что назад пути нет и закон о едином госэкзэмене «должен быть реализован». В этом году ЕГЭ по всем предметам проводил 61 регион, 17 регионов принимали единый экзамен по 3-7 дисциплинам, а 6 регионов только по трем.  Основные результаты по обязательным экзаменам известны: «двойки» по русскому языку получили в среднем по России — 11,2% выпускников, «пятерки» по России 10%.С математикой дела обстоят хуже: двоек по России в этом году 23%, «пятерок» по России в этом году 9 % . По Дагестану данные следующие: по математике средний балл равен тройке, а по русскому едва набирается 2,7. По математике в Дагестане  оспаривали свои работы 543 человека и по русскому языку 577 человек. После апелляции 37 работ были аннулированы. Если в 2001 году в Республике были 394 выпускника-медалиста, то в 2007 году 293.Дети не стали хуже учиться, но ЕГЭ максимально ликвидировал возможность внешнего влияния на результат проверки знаний. В одном из своих интервью зам министра Нателла Мусалаева отметила, что « Государственная итоговая аттестация учащихся это в первую очередь оценка уровня учителя, Мы очень надеемся, что при правильной реализации ЕГЭ уровень знаний будет повышаться, потому что изменились критерии оценки уровня работы учителя.   Высшие интересы республики требуют анализа причин сложившейся ситуации и принятия адекватных мер для возрождения полноценного образования.»

В аналитической части выступили все желающие.

  По словам  опытных педагогов Власовой А.Е., Магомаевой Л.Ш.( школа № 4)  «двоек» могло бы быть больше, если бы не  действовала система «два+ один».Но на следующий год ее не будет.

Эмоциональными профессиональным  было выступление завуча школы-интернат Белозеровой Д.В., которая отметила, что ЕГЭ заставил подтянуться некоторых учителей, от которых все зависит. « Некоторые директора школ и учителя  в России сейчас против ЕГЭ  потому, что их сравнивают. Сейчас начинается критика отдельных школ, отдельных учителей. Школы теперь начинают анализировать и подтягиваться, чтобы на следующий год не опозориться. ЕГЭ – очень сильный измеритель. Раньше, когда мы пытались говорить о качестве образования, у нас не было такого измерителя. Измеритель был один, который говорил, сколько детей, из какого класса поступили в вузы. Это был субъективный измеритель. Сейчас впервые за сто лет появился независимый объективный измеритель оценки труда и учителя, и школы, и, конечно, ученика.»-отметила она. Этот аспект вызвал дискуссию, Карташова З.О.( зам начальника РУНо) высказала свою точку зрения, что очень важно, чтобы дети  то же осознавали  свою степень ответственности, а Магомедов И.М.( зам начальника РУНо) отметил что и обстановка в семье и обществе также имеет свой важный фактор.

О том как  иногда хромает «техническая сторона» шкалирования, в разных вузах  городов России идет расхождение в баллах, говорила  директор совхозной школы  Кадрышева Ж.А. Кстати, об очень много пишут  столичные эксперты, в частности, как указывал эксперт МО Волков А.В., он не мог понять, почему  ученик, не справившийся с четвертью одного из заданий части В, терял 2 балла из 60. А при переводе из 60-балльной школьной системы в 100-балльную вузовскую у него оставалось уже лишь 87 баллов   .

Нас сегодняшний день кроме технической и содержательной стороны ЕГЭ беспокоит профессиональное сообщество и «социальный аспект»; не существует никакой силы, противостоящей попыткам детей списать и взрослых подтасовать результаты- отметил декан исторического факультета к.и.н., Аскеров А.Г.

  От родителей абитуриентов, присутствующих на Круглом столе, выступила Аскерова Л., которая рассказала сначала, что беспокоит родителей по всей стране, почему они обращаются в суды, а потом поделилась своими впечатлениями о том, как было организовано проведение ЕГЭ в г. Краснодаре.

  Очень лаконичным, четким было выступление завуча гимназии № 1 Черновой Е.М., которая обозначила одну из главных проблем , стоящих на сегодняшний день перед образованием : проблема кадров. Что будет, когда уйдет сильное поколение математиков и филологов? Насколько хочет сегодня талантливая молодежь идти в учителя?

Присутствующий к.ф.н. ДГПУ, эксперт МО Малалиев Г.Н., рассказал о том, как готовят сегодня кадры в Дагестанском государственном педагогическом университете,  подчеркнув что на сегодняшний день в условиях изменения тарифной сетки труда для работников образования тоже наступит «глобальный кастинг». Разъяснение по поводу того, как начинается эксперимент по изменению заработной платы работников образования дал Шувалов А.И.

  Учитель русского языка Цахаева С.П. отметила, что ЕГЭ  в том виде как он сегодня задуман, это неплохо, но вот третья часть задания у филологов  часто вызывает разногласия своей сложностью. Мы знаем больше, чем заложено в программе, но научить детей комментировать очень сложно. Нашему региону можно было бы особенно подойти к текстам для комментирования. Здесь вновь вспыхнула дискуссия, к которой подключились и гости из Махачкалы. Сначала к.ф.н. Кадырова К.А., принимающая как эксперт МО участие в проверке  работ по русскому языку, высказала свои взгляды на проблему, отметив что даже для национальных регионов не предусмотрено послабление текстов для комментирования, ведь иногда сельские дети выполняют задания не хуже городских, а затем присутствующие с интересом выслушали к. ф .н. Лекову П.А., которая говорила о том  как проходят проверки третьей части задания не только в нашей республике, но и в городе Томске, куда неоднократно она возила детей на Всероссийские олимпиады по русскому языку. Кстати, она коснулась и такой темы, как «ЕГЭ и результаты олимпиад», отметив что не всегда дети выигравшие олимпиады, выполняют ЕГЭ на «100 баллов». Она обозначила такую  проблему, как «натасканность» на определенный материал к сдаче ЕГЭ.

  Директор филиала ДГТУ Хасмамедова Н.Г. обратила внимание присутствующих не только на то факт, что ЕГЭ диктует как надо изучать предметы (т.к. пособия по подготовке к экзаменам заменили учебники), но и очень слабый уровень абитуриентов, имеющих в этом году даже проходной балл в ВУЗы.

Декан экономического факультета Шарбузова Х.А. отметила выступление руководителя Рособрнадзора Любовь Глебова, которая считает, что «противники ЕГЭ- это сторонники иллюзий».По ее словам расстаться с иллюзиями непросто, потому что не все рады объективной оценке качества знаний. А в том, что ЕГЭ и есть самая объективная оценка – мы не сомневаемся.

«Количество оценок прежде всего позволяет получить информацию о качестве образования. Нельзя сказать что у нас плохое качество знаний. Но оно такое как оно есть. ЕГЭ помогает получить реальную картину  которая дает много возможностей для анализа, позволяет выявить  пробелы в образовании».-отметил директор районной школы Хабибов Р.А.

Учитель математики (школа № 3) Аветикова Т.Н. отметила тот положительный факт, который отмечают руководители Министерства, что  результаты ЕГЭ можно использовать для совершенствования образовательных программ. В частности, например можно увеличить количество часов на преподавание того или иного раздела конкретного предмета, изменить учебную программу, внести корректировки в процесс подготовки учителей.

Те регионы, где тестирование используется несколько лет, выпускники показывают результат выше. Это не натаскивание, п.ч. тест – это тот способ проверки знаний, который можно использовать на протяжении учебного процесса и который помогает выявить пробелы в знаниях. Об этом очень профессионально говорила преподаватель Кизлярского филиала ДГУ Махмудова Анжела, которая прожив семь лет в г.Ставрополе, принимала участие в проведении ЕГЭ по английскому языку. Присутствующие с интересом  выслушали информацию о тех трудностях, с которыми столкнулись наши коллеги на Ставрополье ( о записи на электронные носители, о присутствии экспертов и т.д.). К обсуждению здесь подключились директор школы с. Косякино Агапшиева Зарема Шахбубаевна, и завуч школы №3 , Коробочка И.В. Они отметили необходимость работы с детьми в плане подготовки к тестовым методикам как можно раньше.

  Ляховая Л.Ф., представлявшая от ГУНО  городское методическое объединение учителей русского языка отметила, что все несогласные  всегда могут подать апелляцию. В этом году по России их было 1,7% , из них 0,6% были удовлетворены. По математике в Дагестане  оспаривали свои работы 543 человека и по русскому языку 577 человек. После апелляции 37 работ были аннулированы.

     Итоги первой части Круглого стола подвел начальник районного управления народного образования Завзанов Сабир Завзанович. Он отметил важность и необходимость реформирования образования, акцентировал присутствующих на задачах  которые на сегодняшний день встают очень остро при  ЕГЭ, это в первую очередь «минимализация субъективного подхода»,  предложил ряд конкретных рекомендаций. В частности, присутствующие внимательно выслушавшие его и во многом согласившиеся, с одобрением приняли такие предложения как ходатайствовать не только о создании курсов для абитуриентов и преподавателей, но и о необходимости установочных семинаров по критериям оценки для учителей. Он поинтересовался о статусе Круглого стола, выразив опасение, что  решения очень важного и полезного мероприятия останутся на бумаге. Организаторы уверили всех присутствующих, что в намечающейся поездке директора филиала в г. Москву, все предложения будут после тщательной обработки переданы в Рособрбнадзор, который и инициировал широкое обсуждение этой темы среди общественности нашей страны.

Во второй части Круглого стола, когда организаторы перешли к блоку вопросов, связанных темой «ЕГЭ-вуз», присутствующих убедились что реформа образования очень сильно коснется и высшей школы.

 «Теперь абитуриент может посылать свои результаты ЕГЭ хоть в полсотни ВУЗов страны одновременно и ждать ответа, а потом не спеша выбрать понравившийся вуз и город»- подчеркнул завуч школы № 9 Магомедов Н.М. , а замдиректора Кизлярского медучилища  Яшечкина А.А. акцентировала внимание на чисто технических трудностях, которые возникнут при этой процедуре.

Шувалов А.И. акцентировал внимание присутствующих на том, что одновременно с введением ЕГЭ в штатном режиме, все ВУЗы в нашей стране переходят на двухуровневую подготовку.   ЕГЭ станет не только основным критерием успешности учителей, но и рейтинговым показателем вуза: чем выше проходной балл, тем выше статус учебного заведения. По словам  министра Фурсенко «Любой выпускник со средними способностями сегодня может сдать экзамен ЕГЭ на 40-50 баллов из 100. Некоторые вузы принимали детей с количеством 20 баллов, в то время как проходной балл в МГИМО самый высокий-99 баллов. Министерство установит планку-минимальное количество баллов, необходимое для поступления в Вуз. Школьники набравшие меньше установленного количества баллов – в вузах учиться не будут.»

Декан юридического факультета Агафоночкин Н.Г. обнародовал результаты социологического опроса на улице города среди обычных граждан по проблемам ЕГЭ, проведенных студентами университета, и сделал вывод о необходимости просветительной работы в этом направлении.

Еще об одной проблеме с которой  столкнутся на сегодняшний день ВУЗы и СУЗы , говорила  Гарунова Н.Н. Уже в  течение 4-х лет число абитуриентов ежегодно уменьшается на 10 %. Некоторые даже очень хорошие вузы не добрали в этом году студентов на бюджетные специальности. Ректоры многих Московских ВУЗов отмечают, что количество абитуриентов в этом году из-за демографического кризиса сократилось. Брать всех подряд они  то же  не могут, так как установлены строгие правила промежуточных аттестаций в течении пяти лет. Меньше стало и отличников. Такая ситуация будет продолжаться до 2013 года, в котором число абитуриентов составит примерно половину от их количества в 2003 году. У нынешних абитуриентов возрастает возможность поступить на бюджетные места в сильные, в т.ч. в столичные вузы.

В заключительной части Шувалов А.И.отметил, что Дагестанский государственный университет уже опубликовал список экзаменов для каждой специальности. Кроме того, мы впервые в регионе с 1 февраля 2009  по пожеланиям многих абитуриентов открывает  трехмесячные курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ, привлекая для этого опытных специалистов, высокопрофессиональных преподавателей филиала.

     Он обратил внимание, на то, что в  папках, которые получили все участники ,кроме материалов Круглого стола,  у всех есть очередной выпуск «Вестник филиала», выпуск № 2, в который  включена статья Ханина В.Г. «Высшее образование и общество», рекомендованная к обсуждению в ВУЗах МО.

На завершающем чаепитии все присутствующие поблагодарили за конструктивный и деловой разговор, за возможность высказать свое мнение, за возможность быть услышанным, за то, что проблемы и опыт  учителей провинциальных городов не остаются в стороне. Многие отметили что они не в первый раз в стенах филиала, кто-то побывал на семинаре для учителей английского языка, кто-то присутствовал на региональном семинаре «Толерантность –дорога к миру». Теперь есть  новый виток сотрудничества.

 Шувалов А.И. со своей стороны поблагодарил всех присутствующих, особенно начальника РУНо Завзанова С.З., которые не смотря на загруженность смогли найти время для конструктивного диалога. Полезность таких встреч очевидна, подчеркивали многие учителя, а организаторы предложили другие варианты сотрудничества, в частности пригласили всех присутствующих на весенний семинар по качеству образования.

 Гарунова Н.Н.,