Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений

 Круглый стол в  Кизлярском филиале Дагестанского государственного университета, посвященный 10- летию  филиала .

 

 17 октября 2007 года, в рамках  юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 10-летия филиала , прошел Круглый стол, с участием представителей научных, общественных и религиозных деятелей, правоохранительных структур, депутатов, представителей учебных заведений и средств массовой информации. В организационной части  с  приветственным словом к собравшимся обратился директор филиала Шувалов А.И. Он поприветствовал столь представительный состав участников , представил гостей , поблагодарил за то, что многие из них  смогли приехать, отложив свои дела и работу, огласил порядок и регламент работы.

     Всем участникам в момент регистрации были розданы папки с  праздничными буклетами, информационными материалами, газетами, документами, основными выступлениями с которыми гости  могли ознакомиться пред началом работы, так как среди вопросов вынесенных на обсуждение были следующие: «Государственная политика и проблемы этносов», «Способно ли государство бороться со скинхедами ?», «Роль средств массовой информации в формировании многонационального сообщества» и др..

   В информационной части собрания выступила Гарунова Н.Н., которая остановилась на формировании образа кавказца в сознании русского народа и формировании России как многонационального государства,  отметив при этом, что задача государства в том, чтобы представители всех национальных групп, разных культур и религий жили в России по светским демократическим законам многонациональной страны, не пытаясь делить ее на удельные княжества. Политика превращения жителей России в россиян, в органичный единый исторический народ в принципе не может строиться на дискуссиях о «калинках» и «лезгинках», о «засилье кавказце» и « угнетении русских».

  Далее в информационной части участники с большим вниманием выслушали информационные сообщения трех студенток. Магомедова М. построила свое  сообщение на анализе печатных материалов из центральной прессы, привела результаты социологических опросов среди молодежи города. Черникова А. выступила с  сообщением на тему кризиса национальной идентичности в современной России, а Карачевцева А. остановилась на детальном рассказе об общих и отличительных чертах национал-социализма, фашизма и скинхедизма.

   В аналитической части оживление вызвало выступление Председателя Общественной Палаты , д.ю.н., профессора Муртузалиева А.М., который остановился на росте религиозно-политического национал-экстремизма. Представители этих движений прикрываясь религией зовут якобы к истинным ценностям, предлагают вернуться к истокам религии, в прошлое. И именно отсюда берут свои корни ваххабитские воззрения. И хотя принятый закон против экстремизма поставил официальный заслон таким учениям, его влияние, к сожалению имеется и по сей день.

   Отвечая на поставленные вопросы Отец Юрий говорил о роли религиозного образования, которое учит: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, почитать старших, о той духовной нищете, убогости мировосприятия которая наблюдается у современной молодежи.

    Судья Нанников Г.П. провел интересные сравнения о состоянии надзора в период СССР и по России сегодня. Основной вывод: с развалом Союза и упразднением пионерской, комсомольской организации образовалась идеологическая ниша. Она сегодня заполняется теми, кто в название своих движений вводит приставку- национал. Привлекая в свои ряды молодежь, они пропагандируют ложные идеалы, которые чужды нашему обществу.

   Важное место в Дагестане занимают этические категории. Ос­новными категориями морали являются добро и зло, долг и совесть, честь и человеческое достоинство. Нормы морали воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний, оценок, обществен­ного мнения. По убеждению общества в современном его состоянии Россия не выступает гарантом и защитником человеческого быта. Не­допущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноци­да и наказания за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым мень­шинствам. Говорил в своем выступлении  межрайонный прокурор Иващенко Н.В.

    Далее  он говорил об итогах следствий по беспорядкам в российских городах,  о фактах учета ваххабитов в Кизляре и Кизлярском районе , об ответственности за данные деяния, о  работе с ними правоохранительных органов.  Вместе с Председателем Общественной Палаты они попытались дать определение религиозного экстремизма, акцентировав мнение на том, что  его можно назвать «религиозно-политический экстремизм». Некоторые остались при своем мнении.

   Со своим видением проблемы выступил член Совета мечети Магомедов А.И. Он дал глубокий анализ этих явлений, но подчеркнул что иногда чиновники и средства массовой информации намеренно выпячивают те или иные факты, подчеркивая конфесиональность политических деятелей. Разработан­ные Правительством поправки к Федеральному закону «Об общест­венных объединениях» и проект Федерального закона «О противо­действии политическому экстремизму» могут быть использованы не для борьбы с расизмом и экстремизмом, а для преследования неугод­ных властям общественных организаций и отдельных лиц. Именно официальная трактовка и провозглашаемые с трибун идеи больше всего формируют в сознании россиян устойчивые мифы: «Кавказцы в русских городах – торговцы, бан­диты, нарушители традиций». Кроме чеченцев,дагестанцев, другими претенден­тами на «образ врага» являются таджики «бандиты» и «наркотор­говцы». В свою очередь нравственно-психологические основы ислама служили важным фактором взаимосближения народов Дагестана. Со­временный этап религиозного возрождения Дагестана способствует сближения его народов.

  Представитель Министерства национальностей рассказал о Парламентских слушаниях, посвященных проблемам межнациональных отношений, на которых обсуждалась « Комплексная программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2007-2010 гг». и  отметил, что одним из важных направлений работы в отношении национального вопроса является подключение вузов, техникумов и других учебных заведений.

     Депутат Абрамкина М.В. и Амирилаев А.П. отметили тот факт, что в России по-прежнему огромное количество депрессивных регионов, в том числе многонациональные кавказские республики. С другой стороны, выходцы даже с российского Кавказа воспринимаются даже на уровне госчиновников как угроза и рассадник криминала для российского Ставрополья или российской Карелии.

 Факты собранные в течении полугода  и озвученные  Гаруновой Н.Н. о том, какие  дагестанские и Кизлярские студенты и в каких городах России чувствуют на себе враждебность как «черные», « чурки» или  пострадали от скинхедов вызвали бурное обсуждение. Факт о русской девушке, сделавшей афрокосички и пострадавшей от скинхедов вызвал полярные точки зрения от: «пусть ходит с одной косой», до «это нарушение прав человека» и т.д.

        К обсуждению подключились и представители учебных заведений. Мутиева О.С. отметила ту роль, которую должна играть в вопросах религиозного воспитания семья. Все начинается с семьи: и воспитание, и человеколюбие, и осознание ценности человеческой жизни, и любовь к ближнему. В наше время, говорила она, родители часто представляют детей самим себе. Оставленные без надлежащего надзора, они легко попадают под чужое влияние, и их мировоззрение формируется с искривленными понятиями о добре и зле, о черном и белом.

     С ней согласился Отец Юрий, но не согласилась Хасмамедова Н.Г., которая указала на то, что на семья сама в свою очередь испытывает влияние со стороны общества. К тому же она отметила, что человек может делать то, что не мешает другим, общество должно воспитывать толерантность. Проблема сегодня в том, что очень много людей не всегда понимают религиозные ценности, они воспринимают только то, что на поверхности, потому что религия стала модой. В основе лежат нравственные ценности, которые можно использовать и без религиозного окраса, а интересы неверующих у нас по Конституции должны соблюдаться так же как и верующих.

   Очень эмоционально  о понятии толерантности выступила Белозерова Д.В.

Каждая этническая общность имеет свой язык, свою культуру и историю. В Дагестане 32 коренных национальности, в настоящее время 14 наций имеют свою письменность, 18 наций свой язык обще­ния. Каждый народ имеет свою собственную концепцию воспитания, которая отражает особенности социально-культурной жизни и мента­литета. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлен человеческой индивидуальности». Это подразумевает терпимое ношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу,  ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политики   или иным мнениям, национальному или социальному происхо­ждению, собственности и пр. человеческих убеждений.

Подключившиеся к дискуссии Булатов Б.Б, Кулиев  В.Д, Разаков Р.Ч., Саков Ю.Э., Алиев М.Г. говорили о том, что смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное «рациональное» толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфиче­ским, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.)- Постоянный поиск «врага» рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности «своих», которые всегда сильнее «чужих». Терпимость, то­лерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, на­против, требует однозначности: «Кто не с нами – тот против нас».

В заключительной части слово взяли представители прессы. Журова Т.М. говорила об ответственности журналиста, о существовании кодекса чести, по которому журналист должен осознавать ответственность за публикацию  материалов и их трактовку, ведь очень часто  от того как журналисты подадут материал зависит и  его восприятие.

Омаров К.М. также касался ответственности и объективности журналистов, при этом он отметил и общий уровень культуры населения. Подавляющим большинством специалистов отмечается роль культуры как механизма сдерживания, обуздания, изучение культур –это важно, если не культивировать терпимость, то остается только одно- уничтожить друг друга.

Кесьян И.И., Махмудов П.М., также говорили о том, какую роль играет журналистика, называемая четвертая власть. Они подчеркнули, что Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы

Далее в заключительной части выступила с обращением к политикам и лидерам партий  Белозерова Д.В. ,а  Муртузалиев А.М. отметил, что ему было очень приятно, что столь представительный форум прошел в Кизляре, история которого  за   более чем двести лет ни разу не зафиксировала столкновений на религиозной почве. «Ваши жители здесь не испытывают проблем, но они бьют тревогу. Призывают к внимание к тому что творится с дагестанцами в России, и это один из примеров интернационализации и высокой политической культуры.»

 

Гарунова Н.Н., доктор исторических наук, профессор