ОТЧЕТ
О ЗАСЕДАНИИ КРУЖКА ПО ФИЛОСОФИИ ПРАВА
25.11.2022
Организатор и руководитель : к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой «Экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин» филиала ДГУ в г. Кизляре Абдулаева Ильмира Абдурагимовна
Тема: ПРАВО И МОРАЛЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕЙ
СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Место проведения – ФГБОУ ВО «ДГУ» г.Кизляр (ул. С. Стальского 1 «е», ауд. 8)
На заседании кружка присутствовали:
Студенты 4 курса юридического дневной формы обучения.
Абуев Мухади
Дениева Хадижа
Кабаков Виктор
Муртазалиев Пайзудин
Омаров Гасан
Рахимов Магомед
Рузанкин Ярослав (староста)
Халикова Заира
В рамках заседания кружка были сформулированы следующие положения:
– право должно отвечать абсолютным, формальным, всечеловеческим ценностям;
– мораль и право − это две универсально значимые ценностно-нормативные системы общества, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества.
Такая характеристика связи морали и права базируется на представлении о том, что право является продуктом естественного развития социума, оно не привносится извне и не навязывается обществу властью. Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан.
Нормирование социальной жизни, присущее морали и праву, имеет общие ценностные основания, которые подчеркивают безусловную значимость человеческой личности, нормальных условий ее бытия.
Эти ценностные основания конкретизируются в каждой из систем по-разному. Право строит свои принципы на ценностях формального равенства, справедливости, заключающейся в эквивалентности предоставлений и получений, деяний и свободы как первого условия осуществления правовых отношений. Моральные ценности сложнее определить однозначно, этому сопротивляется сама природа морали, для которой характерно признание и «присвоение» индивидуальным моральным сознанием всеобщих абсолютных законов.
На заседании были заслушаны доклады:
Халикова Заира «Соотношение морали и права: диалектическая формула единства». В которой студенка сопоставлаь формулу «основного закона права» («равенство в свободе по всеобщему закону» или «разреши другим то, что ты разрешаешь себе») с тремя формулами категорического императива («стандартной», персонизации и автономии) в контексте противоположности и взаимодополнительности.
Рузанкин Ярослав в докладе «Автономия личности в контексте морали и права» пояснил, что мораль и право безоговорочно едины по формуле «никогда не относись к другому только как к средству, но еще и как цели в себе». Одна и та же установка делает индивида моральным, а государство − правовым. Мораль и право соотносительно противоположны, поскольку «стандартная формула категорического императива» и «основной закон права» представляют собой и запретительную, и разрешительную версию одного и того же нормативного формализма («барельефное и горельефное изображение принципа личной автономии»). Мораль и право находятся в отношении необходимой дополнительности в том аспекте, что формула автономии личности неявным образом признается и в «основном законе права».
По итогам заседания в рамках обозначенной темы были сделаны следующие выводы:
– мораль замкнута на сознании, духовной жизни людей и не имеет обязательного внешнего выражения. Право выступает в качестве институционального регулятора. Как писаное право, оно входит в жизнь общества в виде определенной реальности, устойчивой догмы, не зависящей от чьей-либо прихоти. Культура, исполненная высоких нравственных требований и публично об этих требованиях заявляющая, обеспечивает более действенный контроль за нарушением норм и законов, чем культура, которая воспринимает контроль только как причинение боли и страданий людям;
– содержание морали самым непосредственным образом связано с долгом, обязанностями ответственных за свои поступки людей. Право сосредоточено на субъективных правах отдельных лиц, нацелено главным образом на то, чтобы определить юридические возможности субъектов, обусловленную правом свободу их поведения.