18 апреля в рамках XII Недели студенческой науки в библиотеке филиала ДГУ прошел мастер-класс для социальных педагогов психологов школьных и дошкольных учебных заведений нашего города- “Консультирование в работе педагога психолога”
На мероприятие были приглашены педагоги- психологи и социальные педагоги школ , гимназий, лицеев города, а также педагоги дошкольных учебных заведений нашего города.Провела этот мастер – класс преподаватель филиала ДГУ,
психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор- Шуруха Татьяна Анатольевна.
В процессе мастер- класса решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- выработка рекомендации учащимся, педагогам и родителям по вопросам обучения, воспитания детей и устранения проблем в интеллектуальном и личностном развитии учащихся;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
На мастер – классе для педагогов – психологов в этом году наиболее востребованными темами стали:
-трудности в освоении программы обучения в начальной школе;
-консультации специалистов (невропатолога, психиатра);
– отсутствие мотивации к обучению в средней и старшей школе;
– систематические пропуски занятий без уважительной причины;
– предэкзаменационный стресс;
– проблемы в обучении и воспитании детей со сниженным самоконтролем, и гиперактивностью, низким уровнем развития эмоционально- волевой сферы личности,
– режим работы детей с ОВЗ;
– агрессивность ребенка по отношению к родителям, учителям, одноклассникам;
– конфликты со сверстниками в средней школе;
-конфликт в системе отношений учитель-ученик;
– неспецифические трудности обучения ребенка при нормальном интеллекте и мотивации;
– причины девиантного поведения подростков;
-серьезные нарушения детско-родительских отношений;
-депрессивные состояния подростков;
-профессиональное самоопределение;
– инфантилизм, патологическая лень.
Общая характеристика отдельных категорий детей, с которыми педагог-психолог должен работать в течение учебного года:
- Дети с высоким уровнем тревожности;
- Дети с трудностями обучения;
- Часто болеющие дети;
- Дети с особенностями развития (индивидуальная программа обучения – по направлению ПМПК);
- Подростки, имеющие особенности поведения (гиперактивность, отверженность, медлительность, с акцентуациями характера и темперамента и т.д.);
- Старшеклассники, имеющие проблемы взросления.
Общая характеристика педагогических работников, с которыми в течение учебного года должна проводиться работа психолога (по видам деятельности):
1.педаги, работающие с подростками (в основном 5-8 класс);
2.педагоги, работающие с первоклассниками;
3.педагоги, имеющие собственные личностные проблемы (кризис старшего возраста, пессимизм, синдром профессионального, эмоционального выгорания и т.д.).
Консультативная работа педагога-психолога достаточно эффективна и позволяет решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Проблемы:
Консультации для родителей продолжают носить разовый характер, что может быть связано с недостаточной психологической грамотностью, немотивированностью родителей на систематическое практическое выполнение рекомендаций, предложенных психологом.
Нерешенной остается и другая проблема: несмотря на то, что психологом проводятся занятия по обучению активным формам проведения родительских собраний ( в том числе в рамках мастер-классов опорной площадки) предлагается помощь в их организации, форма проведения остается прежней – традиционной (из опроса родителей во время консультирования).