ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН БАГАНДОВА ЭЛЬМИРА КАМИЛОВНА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ “КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ-12”

Международная научная конференция «Коммуникативные стратегии – 12» проводилась 23–24 ноября 2023 г. в Минском государственном лингвистическом университете.

В рамках конференции проходил круглый стол на тему :”ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Багандова Эльмира Камиловна, ст. преподаватель (Кизляр, филиал ДГУ) Шиназ – культурный и религиозный центр Южного Дагестана.

ПРОГРАММА
Четвертого выездного заседания проблемной группы
Этнокультурные исследования
Дата проведения: 23 ноября 2023
Место проведения: г. Минск, МГЛУ, ул. Захарова 21.
Модератор: профессор Саакян А.К.
Регламент работы
Основные доклады – 10 минут
Дискуссионные выступления – 5 минут
Приветственные слова:
1.Ольга Фу, директор американо-израильского научно-культурного Центра кандидат
экономических наук
2.Асатрян Анна Григорьевна, доктор искусствоведения, профессор, директор института
искусств НАН РА
3.Поплавская Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, профессор зав. кафедрой
речеведения и теории коммуникации Минского государственного лингвистического
университета
4.Салгириев Рустам Русланович доктор экономических наук, доцент, проректор по
молодежной политике и социальной работе Грозненского государственного нефтяного
технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.
1.АСАТРЯН А.Г (музыковед, директор Института искусств НАН РА, доктор
искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Армения) –
«Белорусская страница концертной деятельности дирижера Оганеса Чекиджяна»
2.БАЛИЦКАЯ А. мл.научный сотрудник американо-израильского Центра «Коренное
население Америки и социальные сети» — «Native Fmericans and social media»
3.АМБАРЦУМОВ А.Л. (киновед, старший научный сотрудник Института искусств НАН РА,
кандидат искусствоведения) – «Особенности строения фильма Сергея Параджанова ‘’Цвет
граната’’ (‘’Саят-Нова’’)»
4.РУХКЯН М.А. (ведущий научный сотрудник Института искусств НАН РА, доктор
искусствоведения, заслуженный деятель искусств РА) – «Дом культуры Советской Армении в
Москве»
5.ТИГРАНЯН М.А. (музыковед, старший научный сотрудник Института искусств НАН РА,
кандидат искусствоведения) – ինքը կասի
6.МЕЛИКЯН Н.З. (соискатель Института искусств НАН РА) – վերնագիրը կասենք
7.МАГОМЕДОВ М.И., доктор филологических наук, профессор ДГПУ (Махачкала,
Республика Дагестан), “Роль Аварского театра в сохранении народных традиций и родного
языка”.
8.ТУРКИНЕЦ М., магистр философии, зав. библиотекой академического колледжа Кампус
Штраус, Иерусалим, Израиль, «Лев Петрович Овсищер –лётчик, герой Великой Отечественной
Войны и не только…!»
9.СВИСТУН Т.И., к.ф.н., зав. кафедрой теории и практики английского языка Минского
государственного лингвистического университета, «Семантика никнеймов в интернете», г.
Минск, Беларусь.
10.СААКЯН А.К., д.с.н., профессор кафедры экономических наук РЭУ им. Г.В. Плеханова,
«Символика армянских и чеченских пещер: социологический аспект»
11.БАГАНДОВА Э.К., ст. преподаватель филиала ДГУ в г.Кизляре, «Шиназ – культурный и
религиозный центр Южного Дагестана»
12.АРАМЯН К.А., доцент кафедры социологии, психологии управления и истории
Государственного университета управления, член Рабочей группы по цифровой экономике при
Национальном Совете при Президенте России по профессиональным квалификациям,
кандидат исторических наук, доцент, “Этнокультурные коды и конструирование исторической
памяти”.
13.ШУВАЕВА Е.А., преподаватель гуманитарного факультета Иджеванского филиала
Ереванского государственного университета, специалист по историко-мемориальным
проектам Русского дома в Ереване, аспирант Института востоковедения Российско-армянского
университета. «Ритуальные песни молокан Армении».
14.СИВИНЦЕВА О.В., к. полит.н., доцент кафедры СГД ГГНТУ «Языковая политика как
фактор формирования этнокультурной идентичности коми-пермяков».
15.СЕЙРАНЯН А.В., студентка 1 курса магистратуры Экономического факультета Гаварского
государственного университета, “Татевский монастырский комплекс как этнокультурный
код”.
16.СЕЙРАНЯН Л.В., студентка 2 курса Гаварского государственного университета,
филологического факультета, кафедры английского языка и литературы, ”The powerful fortress
city Shushi with its historic churches”.
17.АМИРЗАТЯН А.А., студент 2 курса экономического факультета Ереванского филиала РЭУ
им. Г.В. Плеханова, «Каменный лес в Хндзореске как этнокультурный код Сюниксой области
Армении».
18.ЗАКАРЯН М.С., бакалавр 2 курса «Экономика» Ереванский филиал Российского
Экономического Университета им. Г.В. Плеханова «Самобытность армянского праздника
«Вардавар»»

Shinaz – cultural and religious center of Southern Dagestan

Bagandova E.K. – Senior lecturer DSU branch in Kizlyar

Everyone has their own cute edge.

You don’t grieve, you remember,

Because He is determined by God My dear land,

so dear

(author: Larisa Balaguto Source:

https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/24-stikhi-o-rodnom-krae.html)

Summary: The village of Shinaz is an amazing place where a rich history, traditions, identity, one of the oldest villages of Southern Dagestan has been preserved. The high minaret stands out above the flat roofs of the sakleys, which are molded on top of each other. In places, pyramidal poplars adorn the village, cherry trees grow in the gardens, and there, in the south, snow mountains are visible beyond the village, stretching beyond the Samura Valley and sparkling silver in the sun. The origin of the village of Shinaz has its roots in ancient times.

The locals call it “Synazir”, that is, “synas”, which means “one” in translation. According to some researchers, “Shinaz” is a Persian word that means “recognizing” (Islamic creed). There is a version that the name of Shinaz goes back to the word “nats1” – “reed”. In historical writings it is written that when the “descendants of Abu Muslim Khorasan” settled in Dagestan, the son of Mikhtar Sinjab Muhammad was settled in Shinaz. Shinaz as the center of the Shinaz Magal was the center of public life, where the soil for traditional Arabic science has long existed. At the beginning of the 18th century, there was a scientific educational institution here, where great scientists known throughout the East, Ismail Shinazsky and Said-Efendi, were engaged in teaching during the period of its existence.

Keywords: Arabic library, Venus – “Zugra ha1day”; Mars – “Yakvad ha1day”; star cluster – “t1yrykaibr”; “khilibr” – six stars; milky way – “misidy hial”, Uninsky cave, ruins of astronomical school, Samur district, mountain heights, creator of the astrolabe in Dagestan Abu Muslim Khorasan, traditions, identity, Ismail of Shinaz, great scientist, religious minister, alims, Arabic manuscripts, Kufic inscriptions, Shinaz magal, Synazir, Shinaz-chai River valley, Rutul, Southern Dagestan.

Шиназ –  культурный и религиозный центр Южного Дагестана

Багандова Э.К. –

ст. преподаватель филиал ДГУ в г. Кизляре

У каждого свой милый край.

Ты не тоскуй,ты вспоминай,

Ведь Богом Он определён

Мой милый край,такой родной

(автор: Лариса Балагуто
Source:
https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/24-stikhi-o-rodnom-krae.html)

Аннотация: Селение Шиназ – удивительное место, где сохранилась богатая история, традиции, самобытность, одно из древнейших сёл Южного Дагестана.

Высокий минарет выдаѐтся над плоскими крышами саклей, лепящихся друг над другом. Местами пирамидальные тополя украшают аул, в садах растет черешня, а там, на юге, за аулом видны снеговые горы, простирающиеся за долиной Самура и сверкающиеся на солнце серебром. Происхождение села Шиназ своими корнями уходит в глубокую древность. Местные жители его называют – «Сыназыр», то есть – «сынас», что в переводе означает – «одному».

По мнению некоторых исследователей – «Шиназ» – персидское слово, которое означает «признающий» (исламское вероучение). Есть версия, что название Шиназ восходит к слову «нац1» – «камыш». В исторических сочинениях написано, что при расселении «потомков Абу – Муслима Хорасанского» в Дагестане, в Шиназе обосновали сына михтара Синджаба Мухаммада. Шиназ как центр Шиназского магала было средоточием общественной жизни, где издавна существовала почва для традиционной арабской науки. В начале 18 века здесь имело научное учебное заведение, где преподаванием за период его существования занимались великие известные во всем Востоке ученые Исмаил Шиназский и Саид-Эфенди.

Ключевые слова: арабская библиотека, Венера – «Зугьра ха1дей»; Марс – «Яквад ха1дей»; звездное скопление – «т1ырыкайбыр»; «хылибыр» – шесть звезд; млечный путь – «мисийды хьал», Унинская пешера, развалины астрономической школы, Самурский округ,  горные высоты, создатель астролябии в Дагестане Абу Муслим Хорасанский, традиции, самобытность, Исмаил Шиназский, великий ученый, религиозный служитель,  алимы, арабские рукописи, куфические надписи, Шиназский магал, Сыназыр, долина реки Шиназ-чай, Рутул, Южный Дагестан.

Шиназ (Сыназыр) – один из самых древнейщих сел Южного Дагестана. Оно расположено на высоте 1750 метров над уровнем моря в 13 километрах от райцентра – с. Рутул на одном из южных склонов Самурского хребта в долине реки Шиназ-чай. Село на южном склоне занимает две его лицевые стороны: одна – главная его сторона обращена к югу (южная), а другая – малая – к востоку (восточная).

В конце июня 1911г. Шиназ посетил  русский ученый Н.И. Кузнецов, писал: «Шиназ – это огромный аул, примостившийся у скалы по правую сторону реки. Среди аула виднеются 2-3 здания более крупных, с покатыми железными крышами, с изящными крытыми балконами. Высокий минарет выдаѐтся над плоскими крышами саклей, лепящихся друг над другом. Местами пирамидальные тополя украшают аул, в садах растет черешня, а там, на юге, за аулом видны снеговые горы, простирающиеся за долиной Самура и сверкающиеся на солнце серебром. Обращают на себя внимание аркообразные постройки. Это крытые галереи сводообразно построенные, соединяющие одну саклю с другой, образующие как бы туннели между саклями».

Происхождение села Шиназ своими корнями уходит в глубокую древность. Местные жители его называют – «Сыназыр», то есть – «сынас», что в переводе означает – «одному». По мнению некоторых исследователей – «Шиназ» – персидское слово, которое означает «признающий» (исламское вероучение). Есть версия, что название Шиназ восходит к слову «нац1» – «камыш». Согласно преданию, записанной Панеком, говорится, что когда-то в этой местности были разбросаны мелкие селения: Шугъад, Мыхадий, Цыгьырдихдад, Мухъу, Лейлу-къала. Эти мелкие селения (хутора) соединились между собой. А в отдельных преданиях добавляются поселения Кьулихъ и Ик1алыб.

Село имело 5 кварталов, где жили представители семи тухумов, состоящие из 60 патронимии (сихилов). В исторических сочинениях написано, что при расселении «потомков Абу – Муслима Хорасанского» в Дагестане, в Шиназе обосновали сына михтара Синджаба Мухаммада.

Шиназ как центр Шиназского магала было средоточием общественной жизни, где издавна существовала почва для традиционной арабской науки. В начале 18 века здесь имело научное учебное заведение, где преподаванием за период его существования занимались великие известные во всем Востоке ученые Исмаил Шиназский и Саид-Эфенди.

Подтверждением сказанного является наиболее важное и оригинальное сообщение о Шиназе века известного географа и космографа Закарийа ал-Казвини (1203-1283). Он писал: «Шиназ – это городок в стране Лакзан, на краю очень высокой горы. К нему нет иной дороги, как по вершине горы. Кто хочет попасть сюда, тот берет в руки палку и медленно спускается, из-за сильного ветра, чтобы ветер не сбил его с ног. Холод у них чрезмерно силен в течение семи месяцев. У них прорастает сорт зерна, называемый «ас-сульт». Кое-что из горных яблок.

Жители его добрые, мирные, гостеприимные по отношению к бедным, радушные к чужеземцам. Ремесло их заключается в изготовлении вооружения, как кольчуга (дир) и панцири (джавашин) и другие виды вооружения».

Уже средневековые арабские хроники 13 века называют его одним из крупных культурных и религиозных центров Южного Дагестана.

О былом величии этого аула сегодня наглядно свидетельствуют сохранившие плиты с куфическими надписями 11-12 веков; минарет древней джума-мечети, построенный в 11 веке и реставрированный в 17 в.; развалины медресе, где в 18 веке находилась школа известного ученого-энциклопедиста Исмаила Шиназского. В некоторых домах шиназцев сохранились разрозненные тома сочинений алимов и разные другие арабские рукописи 13-19 веков. Накануне установления Советской власти здесь кроме джума-мечети было ещѐ 10 мечетей, по две на каждый квартал, не дошедшие до наших дней.

В общественно – политическом отношении Шиназ, хотя входил в третий участок Самурского округа, где главным пунктом был Рутул, имел свой отдельный магал, состоящий из пяти селений: Шиназ, Уна, Кала, Амсар, Лучек и Пилек.

Шиназ, недававший Рутулу пахты, делал это как насколько большое само по себе селение, что могло отстаивать свою самостоятельность в этом отношении, а Кала, Уна и Амсара не отбывали пахты, глядя на Шиназ, к которому они относились.

За отказ в пахте Рутул часто воевал с Шиназом, и в таких случаях все остальные селения участка должны были помогать Рутулу, причем, однако, Амсар и Лучек всегда старались быть нейтральными, а Уна и Кала помогали шиназцам. Управлял делами Шиназского магала самое высокое духовное лицо – кади, которого выбирали из числа ученейших и достойнейших эфендиев.

Ислам здесь окончательно утвердился в первой половине 11 века. Арабские завоеватели, чтобы надолго укрепить здесь свое влияние, назначали кадии и ученые для обучения населения исламу и старейшины для управления ими из числа своих доверенных лиц.

В исторических сочинениях написано, что при расселении «потомков Абу – Муслима Хорасанского» в Дагестане, в Шиназе обосновали сына михтара Синджаба Мухаммада.

А с другими подробностями вы можете ознакомиться в данных ниже исторических письменных памятниках по селу Шиназ. Шиназ как центр Шиназского магала было средоточием общественной жизни, где издавна существовала почва для традиционной арабской науки. В начале 18 века здесь имело научное учебное заведение, где преподаванием за период его существования занимались великие известные во всем Востоке ученые Исмаил Шиназский и Саид-Эфенди.

Сюда обучаться приезжали не только дагестанцы, но и жители других соседних областей Востока. В окрестности села сохранились две могилы «святых», бывших учеников того периода. Одна могила – Исмаила, внука известного шейха Ахмада-эфенди ат-Тали, умершего от болезни.

А другая – неизвестного пришельца, который погиб трагически, став жертвой религии. Из дагестанцев, обучавших здесь, пока известны нам имена следующих: Зейд Ислам Булатов из Куркли, Магарам-Эфенди Ахтынский, Магомед Ярагский, Ахмед-Эфенди Катрухи, Бакри-Эфенди (Мишлеша).

Однако, хотя Исмаил Шиназский написал ряд трудов по астрономии, геометрии, физике, математике и философии, но, к сожалению, не все еще обнаружены. Одна сохранившаяся рукопись сейчас находится в рукописном фонде Дагестанского государственного университета.

В 70-е годы 20 века нами после долгих поисков был обнаружен телескоп Исмаила Шиназского, которым он пользовался 18 веке. Находился он в краеведческом музее города Уфы, мы имели подробные описания этого прибора, но, к сожалению, не смогли вернуть его на родину.

В начале 80 годов прошлого века учеником сельской школы Самсаевым Басиром Эмирхановичем в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценными изображениями, нанесенными на клинок. Московский Институт Археологии, изучив эту находку, пришли к выводу, что изображение на клинке ножа представляет очень большой научный интерес….

К сожалению, видя современный Шиназ, невольно возникает вопрос. Куда делась та бывшая исламская культура такого исторического села? Дело в том, что, как уже выше было сказано, после установления Советской власти в руины были обращены все 11 мечетей села, а также бывшая школа Исмаила Шиназского.

Огромная арабская библиотека, составляющая предмет гордости шиназских алимов, была полностью разгромлена. Все книги и рукописи, хранившиеся в ней, были сожжены в 30 – е годы. При этом не пощадили даже астрономических сочинений Исмаила Шиназского, написанных на арабском языке. От советских религиозных репрессий сильно пострадал и простонародный «ислам Гробницы». В селе и в его окрестностях были снесены почти все мавзолеи. Целый ряд могил святых шейхов были распаханы под пашню, устроенные при них строения снесены или завалены камнями. Религиозные гонения этих годов не обошли стороной и живых шиназских религиозных служителей, многие из которых стали жертвами репрессий дагестанского ГПУ – НКВД.

Селение Шиназ – удивительное место, где сохранилась богатая история, традиции, самобытность, одно из древнейших сёл Южного Дагестана. А когда мы говорим об Исмаиле Шиназском как о великом ученом, то у многих возникается вопрос, откуда в такой глуши в древние времена появился такой известный учёный? Ответ на этот вопрос однозначен: ведь мы не должны забывать, что предки Исмаила Шиназского являются выходцами из Ирана. Первым в Шиназ переселился Мухаммад, который был внуком известного седьмого завоевателя Дагестана Абу Муслима Хорасанского. Как нам известно, завоеватель этот после покорения Южного Дагестана оставил своих внуков в следующих населенных пунктах: Шиназе –Дагестана оставил своих внуков в следующих населенных пунктах: Шиназе – Мухаммада, Рутуле – Рамадана, Хнове – Насираддина, Куруше – Юсуфа, Микрахе – Сайфаддина, Курахе – Абдаллаха, Риче – Хамзы, Маке – Али Бархута, Кубе – Джамала. Все они были сыновьями Санджаба, четвертого сына самого Абу Муслима Хорасанского. И весь их род, происходивший от основателя Мухаммада, в Шиназе был назван «сагьа1дар» (Саиды). Такое название они получили лишь по той причине, что прадеда Мухаммада называли Саидом (отец Абу Муслима Хорасанского). Следовательно, из сказанного можно сделать вывод, что наука в Шиназе появилась лишь после прихода сюда пришельцев из Ирана.

Исмаил аш-Шинази входит в число учёных, наложивший отпечаток в истории человечества. Родился он 1753 году в селении Шиназ Самурского округа Дагестана. Отец его Хаджи Ибрагим, посетитель Мекки и Медины, тоже славился учёностью, которая перешла ему от своих предков – отца Джаная и деда Мухаммада. По имеющим данным, Исмаил с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Первоначальное образование он получил в Ширване и Шеки (Азербайджане), а затем стал изучать математику, геометрию, логику, физику, философию, астрономию и медицину по произведениям древнегреческих и восточных авторов под руководством авторитетных учёных и богословов своего века. А конкретно, кто были его наставниками, мы не знаем, так как научные труды его были уничтожены в первые годы Советской власти.

Во второй половине 18 века в Шиназе Исмаил-Эфенди открыл средневековый университет, а следом под его руководством появились здесь обсерватория и публичная библиотека, где преподаванием за период их существования занимались великие, известные во всем Востоке, ученые Исмаил-Эфенди Шиназский, его сын Саид-Эфенди, внук Исмаил-Эфенди и правнук Гарун-Эфенди. Главным занятием Исмаила Шиназского и его учеников было усовершенствование астрономических приборов. Исмаил считается первым создателем астролябии в Дагестане. Он составил описание и руководство для применения этого прибора на практике. Кроме того, здесь он преподавал и написал множество трудов по математике, философии и инженерии. Занимался также медициной, логикой и поэзией. Оставил после себя множество комментариев глоссарии по различным областям науки. Он пользовался большим авторитетом среди ученых того времени.

Сообщение о нем мы также находим в работе великого дагестанского ученого Али Каяева «Биография дагестанских ученых», где он пишет: «Исмаил-Эфенди родом из села Шиназ, расположенном в Самурском округе. Известен как первый астроном (астурлат) в Дагестане. Он пользовался книгой «Хуласат ал-Хисаб», по которой обучал астрономической науке. С помощью астрономических приборов он обучал способам измерять горные высоты. Однако никто кроме самого Исмаила-Эфенди не сумел применять эти способы. Кроме астрономии он преподавал такие науки: математика, инженерия, философия. Написал много научных трудов по этим наукам. Неизвестно, где изучал эти науки Исмаил-Эфенди. Но, очевидно, учился он этим наукам у ученых в соседних областях Азербайджана. Исмаил-Эфенди был одним из выдающихся ученых двенадцатого века, он был жив ещё 1195 году (1780)».

Действительно, Исмаил Шиназский написал ряд трудов по астрономии, геометрии, физике, математике и философии, но, к сожалению, многие из них до нас не дошли. Сохранилась лишь одна из его рукописей, которая находится в рукописном отделе Дагестанского Государственного университета. С этой рукописью меня ознакомил известный арабист Дагестана Магомед-Галиб Садыки. Он случайно нашёл её в 60-ые годы 20 века в с. Рутул. Кое-какие места рукописи были переведены самим Магомед-Галибом Садыки, а затем её передал в рукописный отдел Дагестанского Государственного университета.

По данным Садыки Г.М., сама рукопись состоит из сочинений по физике, астрономии, математике, философии. Кроме сочинений здесь имеются астрономические таблицы, медицинские рецепты по разным болезням и 50 стихотворений на арабском, азербайджанском и персидском языках. На 321 странице Исмаилом написано: «Завершено очерненье этого толкования нашего господина – учёного Гул Ахмеда с помощью всезнающего бога, и он , создатель вселенной, рукой самого слабого из божьих рабов и тупейшего из искателей наук, утомленным в море грехов и недостатков и нуждающимся в прощении милосердного господа бога человеком, носящим имя сына Ибрагима, то есть Исмаилом – сыном совершившего паломничество в оба святые места Ибрагима, а он сын Магомеда. Да простит бог им всё. Аминь! В день четверга перед закатом солнца в медресе нашего крупного учёного Абдулгани–Эфенди ал–Микрахи (1766г)». Смысл этого высказывания заключается в том, что Ибрагим был библейский и коранский пророк Авраам, имя которого Ибрагим по-арабски. Он считается принесшим в жертву своего любимого сына Исмаила, так как тот Исмаил был сыном Ибрагима. А наш Исмаил Шиназский считает себя его далеким продолжением. Завершает он свою рукопись следующими словами: «Эта книга завершена с помощью всемилостивейшего бога рукой Исмаила аш–Шинази в 1771 году у учёного Абдурагима-Эфенди . Я написал эту книгу красивым почерком, истратив много времени из жизни, но придет время, я умру, и продадут мою книгу по очень дешёвой цене».

К сожалению, некоторые места рукописи невозможно читать: здесь буквы еле различаются, есть отдельные участки текста полностью стёртые, словом, трудно её читать без реставрации. Вот сколько лет хранится эта рукопись в архиве ДГУ, и непонятно, почему её не переводят на русский язык?

Далее после долгих поисков в 1983 году учеником сельской школы Самсаевым Басиром Эмирхановичем в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценным изображением на клинке. Сотрудники Московского Института Археологии, изучив эту находку, пришли к выводу, что изображение на ноже представляет очень большой научный интерес.

А в 1986 году мне сообщили, что сохранился телескоп Исмаила Шиназского, которым он пользовался в своей жизни. По словам очевидца, сам телескоп находился в краеведческом музее города Уфы, я имел подробное описание этого небесного прибора, но, к сожалению, не смог вернуть его на родину. Да, многие интересуются и спрашивают, откуда у меня описание астрономического прибора?. Очевидцем этой находки был хирург Рутульской районной больницы Кулиев Амрах Исмаилович, который в 1963 году служил в рядах Советской армии в городе Уфе. По его словам, рядом с площадью находился музей Чингизхана, где он и увидел телескоп с подробным разъяснением, что он принадлежал Исмаилу Шиназскому Самурского округа Дагестана.

В 1985 году, в Шиназ приехала группа студентов с руководителем из города Уфы для изучения Унинской пешеры. Побывав несколько дней в Шиназе, исследователи уехали. А в 1986 году, узнав о месте нахождения телескопа Исмаила Шиназского, я обратился к своему знакомому из Уфы с просьбой проверить мои данные о приборе, однако данные не подтвердились.

 Хотя до нас не дошли научные мысли учёного, однако  в народе до наших дней после его смерти сохранились названия некоторых планет и звёзд, по которым по сей день определяют разное время года и суток. Известно общепринятое название Венеры – «Зугьра ха1дей»; Марса – «Яквад ха1дей»; звездное скопление – «т1ырыкайбыр»; «хылибыр» – шесть звезд, расположенные прямолинейно по три в виде крыльев птицы; млечный путь – «мисийды хьал». По Венере определяли наступление вечера, по Марсу – наступление рассвета, по звездам – наступление лета в горах. Ведь без соответствующих знаний по астрономии в то время невозможно было правильно построить мечети, минареты и другие культовые здания, определить время обрядов, праздников, молитвы. Это говорит о многолетных наблюдениях шиназцев за природой и пользовании ими в своей практической деятельности.

Кроме того и по сей день сельчане пользуются его рецептами использования мумиё при определенных болезнях. Ведь только шиназцы знакомы с этим медицинским препаратом и имеют своё название на родном языке  «мумыйен».

Важно отметить, что в Шиназ обучаться приезжали не только дагестанцы, но и жители других соседних областей Востока. В окрестности села сохранились две могилы святых, бывших учеников того периода. Одна могила – Исмаила, внука известного шейха Ахмада-Эфенди ат-Тали (Азербайджана), умершего от болезни, а другая – неизвестного пришельца, который погиб трагически, став жертвой религии.

Из дагестанцев, обучавшихся здесь, пока известны нам имена Зейда Ислама Булатова из Куркли, Магарама-Эфенди Ахтынского, Магомеда Ярагского, Ахмеда-Эфенди Катрухи, Бакри-Эфенди (Мишлеша).

Исмаил-Эфенди умер в 1798 году. Он прожил всего 48 лет. Похоронили его на их тухумном кладбище и построили купольное надмогильное сооружение – «гумбаз» (от иранского «гамбаз» – купол, свод) с рельефной надписью на камне (174х80х14) в западной стене. «Гумбаз» представляет собой прямоугольное в плане купольное здание высотою до 3 метров без внутренней камеры.

Описание: https://img.tourister.ru/files/2/6/4/7/3/6/3/3/original.jpg

Такие строения отмечают могилы правителей местной конфедерации сельских общин, а также мусульманских учёных-алимов или павших в войнах за веру мучеников-шахидов. Их можно видеть во многих населенных пунктах района. Также на этом кладбище был похоронен и сын Исмаила Шиназского Саид-Эфенди, о котором, как о сыне «ученого-писателя», учеником которого был современник Сурхай-хана 2 «учёный-кадий» Мирза-Али-Эфенди Ахтынский, упоминает Гасан Алкадари в своей книге «Асари-Дагестан». Но в годы религиозных репрессий эти надмогильные строения были снесены с их могил. После погромов надмогильная плита Саида-Эфенди исчезла, а Исмаила-Эфенди спаслась чудом, её использовали для постройки придорожного забора. Однако в 1952 году ленинградский учёный – кавказовед Л. И. Лавров, заметив её в заборе колхозного сада, забрал её с собой для подробного научного исследования.

В мае  2021 г. надмогильная плита Исмаила Шиназского из ДФИЦ РАН была возвращена на родину, село Шиназ. Там совместно с тухумными потомками учёного и общественностью села решили установить её рядом с могилами его сына Саида-Эфенди, внука Исмаила Шиназского, правнука Гаруна-Эфенди и правнучки Зилхат, так как точное место нахождения его могилы невозможно было установить из-за отсутствия её былых следов. Это место превратили в сенокосный участок, очистив его от надмогильных строений. Во времена Советской власти 11 мечетей села были обращены в руины, а также бывшая школа Исмаила Шиназского.

Огромная арабская библиотека, составляющая предмет гордости шиназских алимов, была полностью разгромлена. Все книги и рукописи, хранившиеся в ней, были сожжены в 30-е годы. При этом не пощадили даже астрономических сочинений Исмаила Шиназского, написанных на арабском языке. От советских религиозных репрессий сильно пострадали и простонародный «ислам Гробницы». В селе и его окрестностях были снесены почти все мавзолеи. Целый ряд могил святых шейхов были распаханы под пашню, устроенные при них строения снесены или завалены камнями. Религиозные гонения этих лет не обошли стороной и живых шиназских религиозных служителей, многие из которых стали жертвами репрессий дагестанского ГПУ.

В начале 80 годов прошлого века учеником сельской школы Самсаевым Басиром Эмирхановичем в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценными изображениями, нанесенными на клинок. Московский Институт Археологии, изучив эту находку, пришли к выводу, что изображение на клинке ножа представляет очень большой научный интерес.

            Селение Шиназ – удивительное место, где сохранилась богатая история, традиции, самобытность, одно из древнейших сёл Южного Дагестана.

_____________________________________________________________________________

Literature:

1. Ancient Shinaz. Rutul district of Agestan//https://dzen.ru/a/Y0UADAivnBuNkTe_

2. Ramazanov R.A. From the history of the village Шиназ//https://www.shinaz.ru/2.php

3. Bobrovnikov V.O., Ramazanov R.A. The Miracle–working saints in the folk Islam of Southern Dagestan.// www.shinaz.ru/2.php

4. Ismail-Efendi of Shinaz // https://rutnov.ru/2022/01/31/

Литература:

1.Древний Шиназ. Рутульский район агестана//https://dzen.ru/a/Y0UADAivnBuNkTe_

2. Рамазанов Р.А. Из истории села Шиназ//https://www.shinaz.ru/2.php

3.Бобровников  В.О., Рамазанов Р.А. Святые –чудотворцы в народном исламе Южного Дагестана.// www.shinaz.ru/2.php 4.Исмаил-Эфенди Шиназский // https://rutnov.ru/2022/01/31/