У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 40.02.01 ПРОШЕЛ КУРАТОРСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ: “ВЫСТОЯТЬ И ПОБЕДИТЬ.НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД”

12 февраля в филиале ДГУ , в преддверии праздника 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне у студентов 1 курса 40.02.01 прошёл кураторский час, посвященный блокадному Ленинграду. Куратор группы – Абдулаев Билал Анварбекович, рассказал обучающимся о героической борьбе жителей блокадного Ленинграда.

В ходе мероприятия студенты вспоминали о самых героических страницах войны – обороне и снятии блокады Ленинграда, о героизме жителей блокадного города, в том числе детей.

Ребята подготовили доклады и презентации, посвящённые этой памятной дате. Несмотря ни на что Ленинград – Санкт-Петербург по-прежнему является не только культурной и интеллектуальной столицей России, но и городом мира. И его прошлое (в том числе Ленинградская блокада) — очень важная страница в мировой и российской истории, которую необходимо знать каждому.


872 дня блокады Ленинграда и ее прорыв снова доказали всему миру: русские сражаются за Родину до конца.
18 января 1943 года встречными ударами Ленинградского фронта (командующий – генерал-лейтенант артиллерии Л. А. Говоров) и Волховского фронта (командующий – генерал армии К. А. Мерецков) была прорвана блокада Ленинграда. И хотя до ее снятия оставался целый год (27 января 1944 года) самый тяжелый период в жизни города на Неве закончился. Он остался непокоренным!
Стремительно наступавшие части вермахта, не сумев взять Ленинград с ходу, 8 сентября 1941 года замкнули вокруг него кольцо окружения. В тот же роковой день вражеская авиация, сбросив на город тысячи зажигательный бомб, уничтожила Бадаевские склады. И хотя находившихся в них продуктов хватило бы городу на пару дней, это событие стало мрачным предвестием грядущего голода.
Потери, понесенные гитлеровской Германией и ее сателлитами в первые месяцы войны, вынудили Гитлера скорректировать свои амбициозные планы. Ему пришлось перебросить из-под Ленинграда под Москву немалую часть войск. Нашу Северную столицу фюрер решил взять измором – голодом, холодом, бомбежками и артобстрелами.
До начала блокады из трехмиллионного Ленинграда удалось эвакуировать 636 тысяч человек. Причем, не все имевшие возможность уехать, ею воспользовались. А патриотически настроенные студенты 2-го Медицинского института Ленинграда, проходившие практику в Тульской областной больнице, в конце августа по собственной инициативе вернулись в город, проделав путь в пустых эшелонах, которые отправили в Ленинград для эвакуации оборудования предприятий.
Переживший блокаду радиожурналист Л.Е. Маграчев вспоминал: «Многие из нас, блокадников, поначалу считали, что хлеб – это просто хлеб и что сытость от 125 граммов всегда одинакова. Поверьте, это не так. Хлеб можно есть по-разному. И каждый находил для себя самый «сытный» способ. Одни ели, кусая от ломтя, другие отламывали по крошке, а некоторые резали на кусочки, на тонкие прозрачные пластинки, и тогда вроде бы хлеба становилось больше. Другие тоже резали, но на толстые квадратики, похожие на кусочки пиленого сахара. Но все сходились на том, что самое сытное – корка.
Одновременно с уменьшением размеров пайков ухудшалось и качество хлеба. Главный механик 2-го Ленинградского хлебозавода Александр Димов свидетельствовал: «Муки в хлебе было меньше всего, только как связывающее вещество. А в основном рецептура была такая: отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина».


«Порча» хлеба была вынужденной мерой. В докладе штаба Ленинградского фронта в штаб тыла Красной Армии от 8 декабря 1941 года говорится: «Значение хлебных примесей в мобилизации внутренних ресурсов было очень велико – в совокупности с уменьшением норм они позволили удлинить снабжение населения и войск хлебом более чем на полтора месяца».
Спешно предпринимались и другие меры. Еще 30 августа было принято постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда», в котором были намечены меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру. За осеннюю навигацию в Ленинград доставили около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия. Из города были эвакуированы около 33 500 человек.
13 ноября 1941 года начальник тыла Ленинградского фронта генерал-майор Ф. Н. Лагунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Карепжи». Руководство ее постройкой поручалось военному инженеру 3-го ранга Б. В. Якубовскому. Уже 22 ноября автомобильная «Дорога жизни» по льду Ладожского озера начала работать. Рейсы по ней были сопряжены с риском – в любой момент мог начаться артиллерийский обстрел, появиться вражеские самолеты. Чтобы отражать их налеты, зенитки стали ставить прямо на лед. До конца года по ледяной трассе в осажденный город доставили 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря увеличить паек. А до конца апреля 1942 года по «Дороге жизни» удалось привезти в Ленинград 361 109 тонн грузов, в том числе более 262 тысяч тонн продовольствия. Назад машины везли раненых, больных, стариков, детей. До 24 апреля 1942 года из города эвакуировали более 550 тысяч человек.
В навигационные периоды перевозки осуществлялись по воде – на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства. Что также было очень рискованным делом – Ладога отличалась суровым нравом, частой и быстрой сменой «настроения».
Несмотря на все сложности и потери, 25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба. С 24 января 1942 года рабочие стали получать 400 г, служащие – 300 г, иждивенцы и дети – по 250 г.
Другой бедой, обрушившейся на ленинградцев, был холод. С наступлением зимы из строя вышли канализационные и водопроводные трубы. К февралю 1942 года осталось лишь 80 жилых зданий, получавших воду от городского водопровода. Обессиленные люди вынуждены были ходить за водой на Неву.
Перемены коснулись не только водоснабжения. Уже упоминавшийся радиожурналист Маграчев констатировал их в ходе своей профессиональной деятельности: «Любопытна эволюция с оповещением об угрозе воздушного нападения.
Потом ушла фраза о необходимости иметь под руками спички и свечи – о них тоже остались лишь воспоминания. И одежду уже не предлагали складывать рядом с кроватью – раздеваться приходилось редко. К ноябрю остались лишь две строчки: «Граждане! Будьте бдительны! Сохраняйте спокойствие! Не допускайте паники…»
В общей сложности за 872 дня блокады от голода, холода, болезней, бомбежек и артиллерийских обстрелов погибли около 1 миллиона человек.
У защитников Ленинграда не было выбора – только выстоять и победить. Это понимали все, включая детей, которые подолгу стояли у станков и с риском для жизни тушили зажигательные бомбы.
Весна 1942 года принесла надежды на перемены к лучшему. Они стали оправдываться уже в начале марта, когда неожиданно для всех, а в первую очередь для немцев, в Ленинград прорвался партизанский обоз. Он доставил около 40 тонн продовольствия, которое собрали жители окрестных областей, оккупированных фашистами. Можно сказать, это был первый прорыв блокады.
15 апреля был пущен трамвай.
2 июля в Ленинград на самолете доставили партитуру знаменитой 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которую он начал писать в осажденном городе. Группа музыкантов вернулась в Ленинград через Ладожское озеро. Премьера симфонии, позже названной «Ленинградской», состоялась 9 августа 1942 года. Звуки симфонического оркестра возвестили миру о том, что Ленинград не только борется, но и творит подлинные шедевры!
А на фронте продолжалось упорное противостояние. Проявляя стойкость и массовый героизм, бойцы Красной Армии не только сдерживали врага, но и предпринимали попытки прорвать блокаду. Поначалу они не имели успеха. Однако был приобретен ценный опыт, который учли при разработке операции, получившей кодовое наименование «Искра».
Прорвать оборону противника было решено в районе Шлиссельбургско-синявинского выступа, где расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов было кратчайшим. Этот фактор и лег в основу замысла операции по прорыву блокады. Проанализировав неудачный опыт предыдущих попыток прорыва блокады, советское командование на этот раз уделило повышенное внимание артиллерии. Ежедневный обстрел вражеских позиций начался еще в декабре.
Утром 12 января 1943 года части Красной Армии перешли в наступление. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло преодолеть хорошо укрепленную оборону противника, имевшего сотни огневых точек и орудий. Возведенные за долгие месяцы блокады земляные валы были покрыты ледяной коркой.
Неприступным казался и ледяной берег Невы. Эта иллюзия была развеяна в двенадцатом часу утра, когда под прикрытием артиллерийского огня штурмовые группы быстро пересекли Неву и с помощью металлических «кошек», веревок и лестниц поднялись на ледяной скат противоположного берега. В немецких траншеях началась рукопашная схватка.
Ведя наступление в очень сложных условиях, солдаты и офицеры Красной Армии проявляли массовый героизм. 12 января у деревни Липка Мгинского района Ленинградской области 20-летний старший лейтенант Яков Богдан закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота. Днем позже у деревни Плешки Ржевского района Калининской (ныне Тверской) области также поступил 34-летний рядовой Дмитрий Молодцов. Месяц спустя свой подвиг совершил Александр Матросов.
В ходе боев удалось уничтожить новый немецкий танк «Тигр», 17 января группа под командованием старшего лейтенанта Косарева отбуксировала эту невиданную доселе машину в расположение советских войск.
18 января после ожесточенных боев удалось взять Шлиссельбург и очистить от врага южное побережье Ладожского озера. Только убитыми немцы потеряли свыше 13 тысяч солдат и офицеров. Были уничтожены и захвачены сотни орудий и минометов. А главное был образован коридор шириной в 8 – 11 км. Сухопутная связь с Большой землей была установлена!
В тот же день, как только Сталин получил известие о прорыве блокады, ГКО принял решение о форсированном строительстве на освобожденной полосе земли железнодорожной ветки. Ей предстояло соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Невероятно, но факт: утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый поезд, пришедший с Большой земли. С этого дня непрекращающимся потоком в город пошли продовольствие, медикаменты, оружие, боеприпасы и многое другое.
Операция «Искра» внесла перелом в битву за Ленинград. Отныне стратегическая инициатива перешла к Красной Армии.
Поражение фашистов повлекло за собой падение морального духа населения Германии и ее союзников, углубило кризис фашистского блока, ослабило влияние Германии в скандинавских странах. Правительство Финляндии вступило в непосредственные переговоры с СССР с целью выяснения советских условий относительно прекращения ею военных действий и выхода ее из войны. Родина высоко оценила подвиг защитников Ленинграда. Более 1,5 млн. человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда», учрежденной 22 декабря 1942 г. За выдающиеся заслуги ленинградцев перед страной, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады, 26 января 1945 г. Ленинград был награжден орденом Ленина. В ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне городу-герою Ленинграду была вручена медаль «Золотая Звезда».

Подвига, подобного ленинградскому, не знала мировая история. Героизм и мужество ленинградцев в тяжелейших условиях блокады стали символом непобедимости, морально-политического единства советского народа. Мы преклоняемся перед мужеством участников обороны и жителей Ленинграда – тех, кто подавал всему миру пример стойкости, несгибаемой воли и любви к Родине.

Вечная слава героям и вечная память погибшим в битве за Ленинград!