“Разум ума и сердца”

9 апреля на отделении СПО филиала ДГУ в городе Кизляре прошло открытое мероприятие “Разум ума и сердца”,

Цель: воспитание нравственности. Задачи: побудить студентов к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; развивать умения выступать перед аудиторией.

Подготовили мероприятие кураторы курсов Пономаренко Татьяна Алексеевна и Лисенкова Юлия Александровна.

Владение ораторским искусством все больше приобретает смысл в наше время. Человек, который умеет правильно, грамотно выражать свои мысли и подавать их в нужном свете обладает сильной позицией по отношению к другим людям. Стоит отметить, что необходимо не только уметь варьировать большим количеством информации, быстро реагировать на высказывания оппонентов, но так же уметь вежливо вести диалог. Люди способны хорошей поставленной речью привлечь внимание других людей, заставить человека прислушаться к нему. Все это может помочь в построение взаимоотношений, в выстраивании карьеры и т.д.

Существует большое количество тренингов и курсов, которые помогают людям раскрепоститься, чувствовать себя уютно при большом скоплении народа, а так же помогают подавлять волнение при публичном выступлении. Ораторское искусство – это необходимость, поскольку нам приходится участвовать в конференциях, семинарах и форумах, что подразумевает непосредственное выступление перед публикой или же спор с оппонентом, при отстаивании собственной точки зрения. Вести спор конструктивно умеет далеко не каждый. Но и этому можно научиться.

Все складывается из мелочей. Хотя понять методику ведения переговоров, спора и применить это на практике совершенно разные вещи. В теории все достаточно просто. Но когда выходишь на сцену, то безусловно человек входит в ступор от волнения.

Но стоит согласиться с тем, что интереснее все же слушать человека, который красиво, четко и поставлено может сообщить информацию, чем человека, который будет долго думать и что-то несвязно бормотать.

Изучение ораторского искусства в школе – одна из составляющих успешного и эффективного обучения. Зачастую дети тушуются, не могут выразить свою мысль, бояться осуждения или неправильности собственного суждения. Цель занятия по ораторскому искусству – это в первую очередь, научить не бояться публики, не бояться ошибиться и умение найти выход из любой затруднительной ситуации. Для того, чтобы в действие показать силу ораторского искусства часто применяется известный механизм проведения дебатов. Дебаты дают возможность сформулировать четко мысль, подкрепить ее известными фактами и аргументами, выслушать противоположную точку зрения, а затем построить диалог таким образом, чтобы спор получился не пустым, а основанным на примерах и доказательствах. Таким образом обучающиеся могут научиться не только красивой и витиеватой речи, не только держаться уверенно на публике, но и думать, размышлять, выстраивать собственную логическую траекторию диалога с оппонентами.

Дебаты. Некоторые правила ведения дебатов

Основной идей и прототипом проведения дебатов служит стандартная форма дебатов Карла Поппера, которая как раз подходит для обучающихся школьного возраста. Форма таких дебатов достаточно проста и незамысловата, но она четко структурирует выступление участников. Каждый обучающийся, который примет участие в такого рода дебатах может научиться выступать на публике, держаться уверенно при ответах на вопросы, корректно выражать свое недовольство и отрицание слов оппонентов, подбирать аргументы для укрепления собственной позиции, быстро реагировать и парировать факты, поступающие от оппонентов, мягко подавать себя, контролировать поведение. Так же это дает возможность обучающимся расширить свой кругозор, что немаловажно. Обучающиеся при подготовке к дебатам анализируют большое количество информации, отбирая только необходимую, тем самым они учатся отделять информационный мусор от действительно полезной информации.

Для того, чтобы дебатировать успешно, конечно же в первую очередь нужно желание и заинтересованность. Затем мелкие детали помогают сложить необходимый образ формы проведения дебатов или индивидуального выступления.

  1. Одним из важных факторов успешного выступления является внешний вид выступающего, или его визуальное влияние на публику. Никого не привлекает потрепанный внешний вид или нелепые рисунки на свитере, галстук в горошек и т.д. Если вы хотите произвести сильное впечатление с первых же минут выступления, то необходимо придерживаться строго стиля в одежде. Классика – вот решение данного вопроса. Конечно, акцент в виде какого-либо яркого пятна допускается, но не должно быть вызывающе, игриво или слишком явно акцентировать на себе внимание. Выступающий должен привлекать не своей внешностью, а словами. Но аккуратный, стильный внешний вид – это показатель Вашего уважения и к себе и к слушателям.
  2. С первых же минут так же хочется поразить публику и заставить слушать себя. Это достаточно сложно. Если начать сумбурно, тихо представившись, а затем сразу начать что-то бубнить себе под нос, то впечатление от выступления скомкается, и многие перестанут слушать и понимать о чем идет речь, следовательно потеряют суть разговора и причину нахождения их на данном выступлении. Помочь в преодолении этой ситуации могут такие фразы как: «Рад приветствовать Вас…», «Давно ждал момента, когда смогу выступить именно перед Вами…», «Счастлив открывать данную конференцию…». Проявление уважения, возможность публике дать понять, насколько их присутствие важно для Вас. Так же начать можно с какой-либо шутки, чтобы немного расслабить обстановку и самому выдохнуть. Но это не должно превращаться с юморину или анекдот-шоу.
  3. Нельзя быть статичным в своем выступлении. Если просто стоять на месте и излагать информацию, то публика достаточно быстро устанет. Динамичность может Вам помочь. Взгляды будут прикованы к выступающему, поскольку они не будут знать, что же в следующий момент может произойти. Естественно, не надо превращать движение по помещению в клоунаду или забег на короткую дистанцию.
  4. Жестикуляция всегда была, есть и будет неотъемлемой частью ведения диалога. Потому что именно движение рук может дать понять, насколько важна та или иная фраза, которую вы говорите. Глаза и руки, то на что всегда обращают внимание слушатели.
  5. Приветствуется использование наглядных материалов: печатной продукции, плакатов, презентаций, доски.
  6. И конечно же выступление должно быть не только четким и аргументированным, оно не должно быть сухим. Красивая речь всегда более притягательна, нежели, чем сухое перечисление известных фактов. Нельзя забывать про красивые фразы: «Давайте представим, как был пройден наш путь от маленькой семейной фирмочки на окраине забытого городка до гигантской корпорации на главной улице мегаполиса!». Это будет дополнительным воздействием на публику, так как заставит их представить именно то, что только что произнес выступающий. И у каждого в голове нарисуется собственная картинка. Выступающему же останется только руководить этой картинкой, видоизменять и заставлять слушателей идти именно по тому пути, который выбрал выступающий, а не по какому другому.
  7. И последним пунктом успешного проведения дебатов является взаимодействие с публикой. Когда происходят дебаты, то выступающие больше сосредоточены друг на друге, чем на тех, кто пришел их послушать. Это огромная ошибка. Потому что публика после выступления сделает свои выводы, и изменить их мнение будет уже фактически невозможно. Для того, чтобы взаимодействовать с публикой необходимо держать их в напряжении, контролировать их, вести их за собой. Каким же образом это можно сделать? Все очень просто. Есть несколько вариантов обращения на себя внимания, но не акцентируя именно на том, что это внимание Вам так необходимо. Можно попросить поправить Вас, если Вы вдруг ошибетесь, или что-то не договорите. Можно попросить помочь в чем-либо. Или же просто обратиться к публике с шутливым вопросом. Не надо бояться тех, кто пришел посмотреть на Вас. Публика – это скрытое оружие, и тот кто умеет ею пользоваться сможет построить свое выступление таким образом, что оппонентам не останется выхода, как только признать Ваше полное доминирование и успех.

Таким образом, необходимо помнить, что умение вести диалоги, организовывать свою речь, держаться уверенно поможет обучающимся в школе не бояться отстаивать свою точку зрения, даст возможность участвовать им в новых проектах и интеллектуально развиваться. Расширение кругозора, активная подача информации, возможность побеседовать с различными людьми на научные, социальные темы. Все это дает большие перспективы на успешную учебу и вовлечение в творческий процесс, а так же помогает с утверждением собственной позиции и самоопределением.